Храмовый комплекс Благовещенской и Воскресенской церквей села Судай

Храмовый комплекс Воскресенской и Благовещенской церквей

Храмовый комплекс Воскресенской и Благовещенской церквей села Судай

Выразительный комплекс разновременных построек в селе Судай, отражающий различные стилистические тенденции, расположен посередине главной площади села. Центральное место занимает летняя церковь Благовещения, к югу от нее стоит зимняя церковь Воскресения, а к западу дом причта.

Церковь Благовещения села Судай Чухломского района Костромской области

Благовещенская церковь

Благовещенская церковь села Судай.

Кирпичная оштукатуренная церковь Благовещения с приделами Иоана Воина и Николая Чудотворца построена в 1830 году на основе одного из образцовых проектов 1824 года в стиле позднего классицизма. Крестообразная композиция храма близка центрической форме. Ризалиты, примыкающие к квадратному в плане основному объему с юга, севера и востока одинаковы по величине, а западный притвор имеет несколько больший выступ. Храм завершается световым барабаном-ротондой с полусферическим куполом; глава утрачена.

Церковь Воскресения села Судай Чухломского района Костромской области

Воскресенская церковь села Судай

Воскресенская церковь села Судай

Церковь Воскресения — характерный для Костромской области пример культовой архитектуры в формах позднего барокко. Она возведена в 1792 году. Придел в трапезной освящен в честь Введения. Особенностью объемной композиции памятника является ее сильная асимметрия относительно продольной оси. Двусветный четверик храма, по-видимому, завершался пятиглавием  с глухими барабанами. С востока к нему примыкает более узкая почти квадратная в плане апсида, с запада — прямоугольная в плане трапезная с северным приделом, который закрывает часть фасада четверика. Колокольня, от которой сохранился только первый ярус-четверик, расположена не по оси храма, а по центру западного фасада  трапезной, что значительно усиливает живописность общей композиции. Все объемы церкви имеют скругленные углы, что вместе со схожим декором придает памятнику очень цельный характер.

На северной стене храма между окнами первого света под штукатуркой сохранилась масляная живопись 2-й половины 19 века: фигуры Авраамия с иконой Богоматери и Феодосия.

Приход церквей в начале 20 века составлял 2275 человек из 24 селений. В приходе церквей находились 12 часовен.

Использованные литературные источники: [77], [90].