Монастырь начинался трудами и молитвами монаха Авраамия. Более 30 святых жили монахами на Костромской земле или родились на ней. 18 монастырей основано ими. Четыре из них основал Авраамий Чухломский, Галичский. О детстве святого сведений нет. Даже неизвестна дата его рождения. Скончался около 80 лет в 1375 году. Был святой современникам и сподвижником Сергия Радонежского. Есть предание, что в Сергиевой обители несколько лет нёс подвиг молчания. Если молчальник Авраамий и рассказал кому-либо о себе, о своём мирском имени, откуда родом, кто были родители, то, возможно, его жизнеописателю это было уже неизвестно. Житие святого было написано более чем через двести лет после его смерти. Да и биографы святых описывают больше их духовные труды, чем мирские дела.
После кончины преподобного, как утверждает писцовая монастырская книга, всем стала очевидна благодать Божия, обитающая в его святых мощах. Но по уставу, видя паломничество богомольцев из разных городов России, великий князь Михаил Фёдорович при святейшем Патриархе Филарете учинил расследование. Тогда и представлены были на личное царское и патриаршее дознание росписи чудес и те, с кем совершались чудеса. В итоге вынесено решение: почитать святость преподобного Авраамия и причислить его к лику святых. Было также повеление в честь преп. Авраамия совершать богослужение и празднование в память его 20 июля (по старому стилю).
Авраамиев Покровский Городецкий монастырь — один из наиболее значительных комплексов культового зодчества на территории Костромской области, отличающийся хорошей сохранностью объемно-планировочной структуры и разнообразием входящих в его состав построек. Особую ценность представляют два каменных храма, характеризующие особенности костромской архитектурной школы 1 половины 17 века.
Монастырь расположен на вершине высокого лесистого холма с крутым южным склоном, выходящим к берегу Чухломского озера, и пологими северным и западным, раскрывающимися в сторону села Ножкино. Центром архитектурного комплекса являются примыкающие друг к другу соборы, Покровский (старый) и Умиления Богоматери (новый). Примыкающие друг к другу, они стоят на бровке склона к озеру. К северо-западу от них находится невысокая надвратная церковь Николая Чудотворца, севернее, на склоне холма, — высокая колокольня, которая венчает новые ворота, а восточнее — двухэтажный келейный корпус, разделяющий территорию монастыря на две части, основную, западную, и хозяйственную, восточную. На хозяйственный двор монастыря ведут северные ворота конца 19 века, соединенные с колокольней уцелевшим северным пряслом ограды. В ее линии к западу от ворот хозяйственного двора находится одноэтажная хозяйственная постройка, из-за многочисленных перестроек лишившаяся стилистической определенности. К ней примыкает современный двухэтажный деревянный корпус гостиницы, появившейся здесь в конце 1990-х гг. Руинированный фрагмент старой гостиницы стоит напротив ворот хозяйственного двора. От комплекса старых стен уцелели части северного прясла и северо-западная угловая башня. Все исторические постройки монастыря выполнены из кирпича и побелены по обмазке.
В 1607 году «по вере и обещанию» царя Василия Шуйского был заложен каменный пятиглавый Покровский собор. Вскоре после этого события к северо-востоку от него поставили деревянную трапезную с трехшатровой церковью Рождества Христова. Видимо, одновременно с ней (но не позднее 1650 года) над Святыми воротами монастыря в западном прясле ограды был построен второй каменный храм Николая Чудотворца с приделом Параскевы Пятницы. К востоку от основных сооружений располагался хозяйственный двор, а за стенами обители, под горой, у самого озера, находилась деревянная надкладезная часовня, по преданию, построенная самим Авраамием.
В 1725 году к Авраамиеву Городецкому монастырю были приписаны монастыри: Верхняя Пустынь, Великая пустынь, Спасская Вочская пустынь и Солдовская пустынь, откуда в Авраамиев Городецкий монастырь перевели всех монахов.
В 1766 году игумен монастыря Антоний сдал крестьянам в аренду для рыбной ловли монастырские ключи и лова, с уплатой монастырю одной трети рыбы, пойманной в этих ключах и ловах. В этом же году монастырь имел две мельницы: одну – на реке Вёксе у деревни Гавриловское, а другую – на реке Костроме в деревне Кожухово Солигаличского уезда.
В 1764-68 гг. территория обители была окружена кирпичной оградой с четырьмя угловыми башнями.
В 1764 году монастырь был выведен за штат и к началу 19 века пришел в запустение. Возрождение монастыря началось с 1800 года, когда сюда из Николо-Бабаевского монастыря был переведен Аркадий, назначенный строителем. При нем храмы и жилые сооружения были отремонтированы, в центре обители появился новый деревянный келейный корпус. В 1816 году интерьер Покровского собора украсили великолепным позолоченным иконостасом в запоздалых формах барокко.
В 1834 году при монастыре был открыт кирпичный завод, в котором мастером работал крестьянин деревни Павлово Домнинской волости Буйского уезда Семен Макаров. Им в 1834-36 гг. было сделано 400 тысяч штук кирпича по цене от 6 руб. до 6 руб. 30 коп. за тысячу на монастырских харчах.
В 1833-41 гг. были возведены настоятельский и келейный корпуса и одноэтажный хозяйственный корпус. Колокольня была возведена не с западной стороны от главного собора, как предполагалась вначале, а над воротами в северной стене ограды. Возможно, именно с ее строительством связана разборка в 1860-70-е годы теплой деревянной Христорождественской церкви.
В 1857 году в монастыре начато строительство величественного пятиглавого собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление», явленной преподобном Авраамию в 1350 году за Галичским озером, с двумя пределами: пророка Божия Илии и преподобного Авраамия (над его святыми мощами).
В августе 1887 года в монастырь был привезен большой колокол весом более 400 пудов (более 7 тонн), который был поднят и помещен на деревенской колокольне.
В 1925 году в монастырские строения из Чухломы был перемещен детский дом. В 1935 году в зданиях бывшего монастыря были размещены Жаровская машинно-тракторная станция и конюшня. После закрытия монастыря, в послереволюционные годы и наиболее интенсивно в 1930-е годы, идет разрушение архитектурного комплекса: была сломана трапезная, а затем и центральная часть западного фасада Покровского собора, уничтожена большая часть ограды и три из четырех башен, пришли в запустение келейные и служебные корпуса, а от гостиницы, после пожара 1935 года разбиравшейся на кирпич, сохранился только северо-восточный угол. В 1991 года монастырь был возобновлен, начали вестись работы по восстановлению.
Места вокруг монастыря до сих пор такие красивые! Во всякое время прекрасны! Спустишься к озеру или отойдёшь от монастыря по дороге, остановишься и любуешься! Монастырь похож на большого воина — великана. Издали кажется, что великан отдыхает, подняв из-за леса свою прекрасную голову в серебристом шлеме. Смотришь на него и забываешь, что в мире есть зло. Как будто оно не коснулось этих мест. А представляете, какая была красота вокруг Авраамия и как звучала тишина, если остатки благодати до сих пор сохраняются в тех местах?!
У Авраамиево-Городецкого монастыря за шесть столетий (не считая XX века) была счастливая судьба и богатые покровители. Владели монастырём и цари, которые вносили богатые вклады и дары. И сам монастырь до революции был богатым землевладельцем. Владел он и удивительным Чухломским озером, на берегу которого располагается. Величественный архитектурный ансамбль его храмов и колокольни, зеркально отражающийся в тихую погоду в глади Чухломского озера, придает здешним местам особое очарование.
Использованные литературные источники: [80],[93],[95],[90].