Преподобный Паисий Галичский

Преподобный Паисий Галичский

Паисий Галичский

Образ Преподобного Паисия Галичского

Конец XIV – начало XV века – время, когда ученики преподобного Сергия Радонежского несли  и распространяли идеи христианства, в том числе и в северные регионы современной центральной части России. В это же время в XIV веке – времени просвещения Галичской стороны христианством, на берегу красивейшего озера, окаймленного высокими горами, был построен Николаевский монастырь, которому покровительствовал боярин Иоанн Овин. Около 1395 года, согласно преданию, в эту обитель пришел « с далекого юга» инок Паисий. Что же привело его в галичские края? Промысел Божий. Несомненно, что, идя с юга, он прошел немало обителей, видя великих подвижников, но остановился именно в монастыре, где по повелению Божию принял в руки свои чудотворную икону Божией матери, и по сей день пребывающую в городе Галиче.

Пустынная жизнь в обители текла тихо и богоугодно. Каждый выполнял назначенное ему послушание. И молодому иноку Паисию назначили послушание дровокола, хлебопека, монастырского сторожа. Безропотно переносил он свои послушания, тщательно выполняя порученное ему дело. Вскоре он был рукоположен в нерадиакола, а затем, за безукоризненную, примерную и святую жизнь ему вверится управление обителью. Как ревностный настоятель, он является высочайшим примером для братии, выполняя евангельские слова «всякий возвыщающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк, 14, 11).

В это же время по согласию с боярином Овином игумен Паисий затеял строительство нового храма в честь святителя Николая. И вот здесь произошло великое чудо. Особое заступничество Божией Матери покровительствовало обители. В воскресный день боярин вышел из дома, желая осмотреть место, где строится храм. Было это в конце августа, когда природа готовилась отойти ко сну, светило солнце, пожелтевшие березки нежно шуршали листочками. И вдруг на дороге у монастырских ворот он увидел двух красивейших юношей. Они шли навстречу ему и несли икону. Юноши вручили этот образ Ивану Овину и заповедали соорудить церковь во имя Успения Божией Матери с приделом святителя Николая. Боярин хотел поблагодарить посланцев, но те исчезли, и найти их не удалось.

Таким образом, боярин понял, что это были не простые юноши, а ангелы Божии, спустившиеся с небес и принесшие дивный образ. Образ этот, по имени обретшего его, стал именоваться  Овиновским. Образ был передан боярином игумену Паисию, который поставил чудотворную икону в храм для поклонения верующим.

Во второй половине XV века прославились святостью жизни многие иноки. Некоторые из них жили отшельниками в отдаленных окраинах Русской  земли, другие положили основание многолюдным обителям и принимали невольное участие в событиях своего времени. Так и преподобный Паисий был духовником князя Дмитрия Красного, младшего брата Шемяки, и свидетелем междуусобных распрей князей Юрия Галичского и сыновей его с великим князем Василием Темным, которая в истории известна как феодальная война, продолжавшаяся четверть века. И Галич стал одним из центров сопротивления великокняжеской власти. Преподобный не смог остаться в стороне от ужасов братоубийственной распри, он пытался примирить враждующих князей, но те остались глухи к голосу преподобного.

Своего апогея борьба между дядей и племянником достигла в 1432-1434 годы, когда Василий II, презрев только что заключенный мирный договор, выступил в поход на Галич, и, как пишут летописцы, «много зла сотворил Галичу». Не миновала княжеского гнева и Успенская обитель. Василий II приказал вывезти образ Овиновской Божией Матери в Москву, желая лишить город покровительницы — Небесной Заступницы. Напрасно умолял Преподобный Паисий разгневанного князя – тот остался непреклонным. Чудотворная икона была поставлена в храме Успения Московского кремля.

Преподобный, помолившись Пресвятой Богородице, отправился в неблизкий путь и, добравшись до Москвы, умолял Василия вернуть святыню назад. Великий же князь, щедро наградив игумена, отправил в обитель, а икону Овиновской Божией матери пожелал оставить в Москве навсегда. Не утешили ласки державного, и награда сделалась для Паисия печалью – он с плачем возвращается к своей обители: его радость и утешение – икона Пресвятой Богородицы осталась в Москве. И здесь произошло чудо, покров Царицы небесной не отступил от обители Паисия. Прибыв в обитель, он получает нечаянную радость: икона чудным образом обретается на прежнем месте, где была поставлена.

В следующий раз преподобный побывал в Москве уже после завершения феодальной войны, после изгнания Шемяки из Галича, когда Василий Темный сделался единственным правителем. На этот раз сам Василий князь вызвал игумена в столицу и упросил привезти с собой чудотворный образ. Преподобный Паисий согласился – и столица встретила галичского игумена необычайно торжественно —  с колокольным звоном и крестным ходом.

Сам великий князь в присутствии первого в русской истории митрополита Московского и всея Руси Ионы попросил благословения у Паисия. Однако тот смиренно отказался, сказав: «Не смею благословить при великом святителе, сам имея нужду в благословении». Чудотворный образ торжественно установили в Успенском соборе. Много дней и ночей не прекращался туда поток москвичей, желающих поклниться святыне. С чудотворной иконы был сделан список. Первосвятитель почтил Паисия саном архимандрита и святыня возвратилась в град Галич. До самого Успенского монастыря преподобного сопровождали два архимандрита московских монастырей. Вскоре после возвращения игумена из Москвы образ Богоматери еще раз явил свою чудесную силу. Случился в обители пожар. И когда пламя охватило Успенскую церковь, инок Иаков, ученик преподобного, бросился в пламя и спас чудотворную икону. Огонь не коснулся его однажды, и он вышел невридим. Надо заметить, что этот дивный ученик преподобного Паисия прославился в городе Галиче, как преподобный и доныне почитается как угодник Божий. Именно он основал Староторжский Никольский монастырь.

Сам преподобный Паисий дожил до глубокой старости. Предчувствуя свою кончину, преподобный Паисий призвал братию, дал благословение, поучал жить в мире, любви, стяжать терпение, исполнять свято обеты монашеской жизни и просил предать тело свое погребению без особых почестей и мирно скончался в 1460 году. Братия с великой скорбью предали земле тело любимого своего настоятеля. Впоследствии от гроба его больные стали получать исцеления, и по многим чудесам, исходящим от его гроба, церковь причислила его к лику святых, а обитель стала именоваться Паисиевой.