Воскресенская церковь села Васиковка (Васьково, Васюковка)

Воскресенская церковь в Васиковке.

Воскресенская церковь в Васиковке.

Впервые мне удалось побывать в окрестностях Васиковки в июле 2005 года. Парфеньевские леса издавна славились своими грибными запасами. Туда я и отправился вместе с другими любителями тихой охоты. Места эти достаточно глухие, но очень красивые. Сбор грибов вели в окрестностях деревень Вахонино и Никулино. Неподалеку от последней на живописном, слегка покатом холме паслось небольшое стадо коров. Вдалеке от этого места на взгорке из-за верхушек деревьев выгладывала какая-то церковь.  Мы решили подобраться к ней поближе. Грунтовая дорога начала спускаться к небольшой речке, которая к середине июля почти пересохла и не представляла преграды для дальнейшего передвижения к намеченной цели. По мере подъема на холм начала открываться вся величественность храма. Большой, хорошо сохранившийся церковный комплекс, поражал своей монолитностью и четкостью архитектурных форм, а место его возведения отмечалось особенной живописностью.

Воскресенская церковь села Васиковка (Васьковка, Васюковка) – лучший по сохранности церковный комплекс в Парфеньевском районе, включающий незаурядный по качеству архитектуры храм, выдержанный в запоздалых для своего времени переходных формах от барокко к классицизму. Деревянная церковь Воскресения известна с 1653 года, село было центром вотчины Волынских, затем по наследству перешло Салтыковым. Существующая церковь Воскресения сооружена вместо деревянной около 1823 года на средства прихожан. В верхнем этаже, наряду с главным престолом, находились пределы Николая Чудотворца и Флора и Лавра; в нижнем – престолы Смоленской Божьей Матери и Ильи Пророка. Вероятно, в середине 19 века вокруг церковного участка, имеющего прямоугольную форму со срезанными западными углами, возведена ограда со святыми воротами, поставленными по оси колокольни с западной стороны, а почти вплотную к ним с севера – сторожка. Храм расположен в западной части территории, восточную занимает кладбище. Село, находившееся с южной и северной сторон церкви, к настоящему времени утрачено. Все постройки комплекса кирпичные и оштукатуренные.

Церковь Воскресения – двухэтажное сооружение с компактной продольно-осевой композицией. Ядром ее служит высокий пятиглавый четверик с восьмигранными барабанами. К нему примыкают чуть более узкий алтарь со скругленными восточными углами и равная по ширине прямоугольная в плане трапезная. Четырехъярусная колокольня состоит из четвериков, третий из которых ниже остальных, а четвертый имеет скругленные углы; завершает композицию глухой восьмигранный барабан с невысоким шпилем. С юга и севера два нижних яруса, отвечающие этажам церкви, охвачены скругленными стенами, соединяющимися с трапезной почти в одной плоскости с ее фасадами.

Внутренне пространство первого этажа отличается довольно своеобразной конструктивной системой перекрытий. Помещения храма, трапезной и алтаря делятся в продольном направлении двумя подпружными арками, несущими в средней части коробовый свод с распалубками на торцах, а в боковых – необычными сводами, близкими к лотковым, с распалубками над окнами. Во втором этаже трапезная имеет аналогичную систему перекрытия, а бесстолпный храм завершен сомкнутым восьмилотковым сводом с очень узкими диагональными гранями, плавно соединяющимися с основными лотками, создавая подобие купола. Лестница на второй этаж занимает пространство не только двух нижних ярусов колокольни, но и боковых компартиментов со скругленными углами. С первого этажа деревянная лестница поднимается двумя широкими маршами с забежными ступенями на второй этаж, выше до середины второго яруса колокольни выложена более узкая кирпичная одномаршевая лестница, а далее до самого верха сделаны деревянные ступени.

Воскресенская церковь села Васиковки

Воскресенская церковь села Васиковки.

В интерьере сохранились четыре деревянных иконостаса, окрашенных в белый цвет, с позолоченными деталями. Все иконы и многие декоративные детали утрачены. Одновременный храму главный иконостас второго этажа выполнен в стиле классицизма. Его композиция имеет двухъярусную структуру, подчеркнутую промежуточным антаблементом и колоннами, разделяющими иконы. Над венчающим антаблементом расположены отдельные рамы для икон – прямоугольная с треугольным фронтоном в центре, круглые и полукруглые по сторонам. От накладного резного декора остались многочисленные фрагменты, отличающиеся сочными формами и тонким рисунком: фризы, аканта, розетки, кронштейны, корзины с растениями.

Одноярусный иконостас 2 половины 19 века в храме на первом этаже выполнен также в сдержанных формах эклектики. Над высоким филенчатым цоколем расположены крупные прямоугольные рамы местного ряда, а над ними рамы праздничного ряда с вогнутыми углами. Над царскими вратами и боковыми входами в алтарь антаблемент прерывается арками, вносящими вертикальные акценты в протяженную горизонтальную композицию иконостаса. В трапезной первого этажа на восточной стороне по сторонам прохода в храм расположены деревянные киоты с большими прямоугольными рамами. Они выкрашены в белый цвет и имеют позолоченные резные детали. Подпружные арки в помещениях первого этажа обработаны филенками с тянутыми карнизами. Амбразуры окон обрамлены профилированными штукатурными наличниками.

Во втором этаже частично сохранилась клеевая стенопись, возможно, середины 19 века. В алтаре на лотке изображена «Тайная вечеря», а на основной поверхности свода в центре – «Новозаветная Троица», севернее – «Жены-мироносицы». На стенах написаны фигуры четырех святых, в том числе Григория Двоеслова, Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Сохранившаяся фрагментарно ограда представляет собой глухую стенку, над которой на равном расстоянии друг от друга возвышаются квадратные в сечении столбы.

Трехпролетные арочные Святые ворота имеют значительно более широкий и высокий средний проем и небольшие калитки по сторонам. Двухскатное завершение центральной арки прерывается ярусной композицией с квадратным в плане основанием, в котором с внешней стороны устроен киот, и с восьмигранным барабаном утраченной главки. Калитки фланкированы с внешней стороны широкими пилястрами, а над их карнизом возвышаются ярусные главы наподобие центральной. Во всех проемах сохранились решетчатые ворота с крупной розеткой и многочисленными завитками, образующими сложный узор рисунка.

Одноэтажная сторожка – прямоугольное в плане здание под вальмовой кровлей. Гладкие стены, завершенные трехступенчатым  карнизом, прорезаны прямоугольными окнами. На главном (западном) фасаде, совпадающем с линией ограды, три проема образуют симметричную композицию. Глухой северный фасад расчленен двумя крупными прямоугольными нишами. Вход расположен на восточном фасаде (ранее перед ним выступали деревянные сени). Внутри пространство делится поперечной капитальной стеной на два неравных сообщающихся между собой помещения.

Использованные литературные источники: [3],[77],[80].