Храмовый комплекс на Богоявленской улице города Галича

Летний и Зимний храмы Богоявления города Галича. 

Богоявленская церковь города Галича

Богоявленская церковь города Галича.

Комплекс, состоявший из двух храмов Богоявления, теплого пятиглавого и холодного одноглавого, располагался в начале Богоявленской улицы (нынешней ул. Подбельского). От торговой площади комплекс отделяли корпуса Нижних торговых рядов. Церковная территория была окружена каменной оградой с решеткой. Вертикальным акцентом комплекса служила отдельно стоящая шатровая колокольня. Каменные храмы были выстроены на месте обветшавших деревянных церквей, существовавших здесь в начале 17 века.

Кирпичные побеленные храмы на Богоявленской улице были важнейшим архитектурным комплексом городского центра. Разрешение на строительство двухэтажной зимней церкви было дано в 1683 году, однако через четыре года был освящен лишь нижний храм, а верхний освящали уже в начале 18 века. Колокольню, по-видимому, начали строить одновременно с церковью. Холодный храм появился в 1758 году. В 1839-1842 годах на деньги купца М.А.Редькина в южной части церковной территории (по нынешней улице Подбельского) было поставлено одноэтажное кирпичное здание богодельни, сохранившееся до настоящего времени, но надстроенное деревянным этажом.

Храмы стояли близко друг от друга, с небольшим сдвигом, что позволяло хорошо обозревать их фасады как со стороны Богоявленской улицы, так и с противоположной стороны — с небольшого переулка, ограничивающего территорию комплекса с севера. Ограда, окружавшая церковный участок, представляла собой изящную решетку, укрепленную в кирпичных филенчатых столбах, увенчанных четырехскатными кровельками и миниатюрными крестами в главках-шарах.

Храмовый комплекс на Богоявленской улице города Галича

Храмовый комплекс на Богоявленской улице города Галича. На переднем плане летняя церковь, на дальнем — зимняя. Фото начала 20 века

Зимний храм, сохранившийся до нашего времени, был многопрестольным. Престолы нижнего этажа были освящены в честь Николая Чудотворца, Трех святителей -Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, и Московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа; церковь второго этажа была посвящена преподобным Зосиме и Савватию Соловецким. Архитектура Богоявленской церкви представляет собой типичный образец приходского храма конца 17 века, но по внутренней структуре своеобразна, так как, в противоположность большинству двуэтажных церквей, верхний храм не имел трапезной.

Холодная Богоявленская церковь, снесенная в 1930-е годы, стояла к юго-западу от теплого храма. Крупный барочный храм, возведенный в 1758 году, отличался массивностью пропорций. Его мощный двусветный четверик был увенчан ярусным восьмигранным барабаном, поставленной на «дутой» кровле. Такие же изогнутые кровли завершали алтарь и закрытую паперть перед западным входом. Козырек над дверью, опиравшийся на два хрупких  металлических кронштейна, был завершен подобием граненого купола с миниатюрной главкой.

Богоявленский храм был самым нарядным в Галиче. Он отличался оригинальностью декора, выдавшего руку провинциальных мастеров, фантазия которых не была ограничена рамками правил «ученого стиля». Особенно необычными были наличники окон второго этажа, объединяющие древнерусские перспективные порталы и разорванные фронтоны в духе нарышкинского барокко. Не имели аналогов и узорные лопатки в оконных простенках. Убранство нижнего этажа было значительно скромнее: окна заключены в прямоугольные рамки, дополненные тонко прорисованными фигурными бровками.

Иконостас Богоявленской церкви являл собой незаурядный пример искусства провинциального барокко конца 18 века. В отличие от столичных образцов, с их столичной архитектурой и пышными крупными деталями, этот иконостас был более скромным. В мелкой резьбе — виноградных лозах, обвивающих колонки, плоскостном узоре межъярусных фризов — можно заметить черты, роднящие его со стилем петровского времени. Резьба царских врат отличается большей пластичностью и, по-видимому, исполнялась другими мастерами.

Настенные росписи в храме были выполнены в конце 18 века, но позже неоднократно поновлялись. Несколько архаичная для своего времени манера письма роднит их с монументальной живописью 17 столетия. В отличие от традиционных для украшения свода евангельских сюжетов, темой росписи здесь выступали библейские притчи. Настенная живопись по стилю прекрасно согласовывалась с образами иконостаса, также выполненными в старых традициях.

Использованные литературные источники: [73], [77]