Кинешма, волость

Кинешма волость. В Государственных грамотах: „А что есмы пожаловал князя Феодора Ивановича Бельского, дал есмы ему в вотчину город Лух с волостьми, да волости: Вичугу, да Кинешму, да Чихачев, и князь Федор и его дети служат сыну моему Василью, а ту свою вотчину держат по тому, как было при мне. А отъедет князь Федор или его дети от моего сына, от Василья, к моим детем меньшим, или к кому ни буди, и та его вотчина Лух и с теми волостьми сыну моему Василью». Так сказано и духовной грамоте великого князя Иоанна III.

Но когда именно Кинешма отдана Бельскому, из грамоты не видно, а вероятно в 1498 году, когда Феодор Иванович Бельский сочетался с родною племянницею Иоанна III, княжною рязанскою. Неизвестно, долго ли волость Кинешма находилась во власти Бельских: еще 1567 года князь Иван Димитриевич Бельский, внук Федоров, в письме сво­ем от 2 июля к королю польскому называет себя держав­ным галичским, луховским и кинешемским. Без сомнения­, титул галичского он употребил по воле царя для боль­шего блеска, не быв владельцем Галича; но мы видим, что Лух тогда был во власти Ивана Димитриевича, ибо около 1570 года в Луховской Тихонов монастырь он приложил большое число деревень, лежащих близ Луха в Клековской и Бабковской луках. Судьба волости Кинешмы тесно соединена с самым местом Кинемою, против многих городов нынешней Костромской губернии, по-видимому, гораздо ранее об­леченным в звание города. Еще в январе 1429 года татары, опустошив Кострому, потом Плес, разграбили Солдогу, Ки­нешму и Лух. Верно, к этому времени относится доселе упо­требительная в Костромской губернии пословица: «Кинешма да Решма кутит да мутит, а Солдога горюха убытки платит». Решма — доселе богатое сего на Волге, в 22 верстах от Кинешмы ниже; а Солдога — именно горюха, бедное село, 11 верст вверх по Волге, не доезжая до Кинешмы, — и доселе убытки платит Кинешме: состоя из одних церковнических домов, каждую неделю имеет торг, с которого взнос денег идет в доходы города Кинешмы.

В государственном синодике, в старину читанном в Московском Успенском соборе, сказано: «Князю Борису Петровичу Сисееву, князю Никите Ивановичу Засекину — Ярославским, убиенным от казанских татар на Солдоге, вечная память. Кажется, это было после 1429 года; тогда Казань еще лежала в развалинах. В продолжение 1536 и 1537 годов казанские татары свирепствовали в кинешемских окрестностях. 1576 года в судовой рати, состав­ленной для удержания в повиновении приволжской татарщины, кинешемцы с балаханцами и другими составляли большой полк. А в 1583 году, когда казанцы взбунтовались, то в Кинешме для охранения стоял отряд войска под предводительством воеводы Федора Булгакова. В конце ХVI века кинешемские соляные варницы были одними из замечательнейших в России.

Когда большая часть городов признала Ту­шинского царем, Шуя и Кинешма крепко стояли за царя Василия Шуйского. Польский пан Лисовский в конце 1608 года, вышел из Суздаля, сначала напал на Шую, а по взятии её и на Кинешму. Здесь с кинешемцами храбро защищался та­мошний воевода Федор Бабарыкин; но Лисовский Кинешму взял приступом и разорил ее, Бабарыкин же был убит со множеством войска. 1609 года, когда жители Юрьевца, Решмы, Балахны, Холуя, Луха и Гороховца вооружились против поля­ков, то паны Лисовский и Тишкевич, усмиряя народное восстание, сожгли предместие Ярославля, Кинешму и Юрьевец. Верно, к этому случаю относится известие, напечатанное во II томе Археографич. Актов, от 11 июня 1609 года: „А лю­дей де с собой раненых (литовцы) из-под Кинешмы в Кострому привезли добре много, а у многих литовских лю­дей и сабель нет, и у многих казаков пищалей нет“. Князь Димитрий Александрович Козловский утверждает, что поляки, взявши Кинешму 25 мая 1608 года (кажется, в 1609, ибо первое взятие Кинешмы приступом было в декабре 1608 г., а это, должно быть, второе), из нея пошли к Костромским пределам; но у села Солдоги были встречены собравшимися крестьянами под предводительством Куломзина и Шушерина. Эти юные дворяне тут положили живот свой и погребены в Солдоге.

В это же время, когда поляки по взятии Юрьевца пошли на Решму, решемцы, призвав в помощь молитвы угодника Макария Унженского, защитника Северной России, — одни, без помощи других отразили неприятелей, в память чего и построили близ Решмы монастырь преподобного Макария, до­селе существующий. 1612 года кинешемцы охотно присоедини­лись к патриотам князя Димитрия Михайловича Пожарского, когда он из Нижнего через поволжские города шел к Моск­ве. В Кинешме Пожарский с войском имел отдых, при­чем кинешемцы ему дали, кроме ратных людей, денежное вспо­можение. На другой день после отъезда патриоты отправились к Плесу. В половине ноября 1614 года казаки и черкесы, завое­вав костромские села Молвитино и Зогзино, отсюда пробрались к Кинешме и ее в феврале 1615 года взяли. Из Кинешмы пошли к Юрьевцу и его сожгли.

Около 1616 года к Кинешемскому посаду причислены таможенные и кружечные дворы в Вичуге. 1681 года Кинешма считалась в числе дворцовых городов. Тогда в Кинешме было 238 дворов, с них пла­тили оброку 261 рубль 26 алтын 4 деньги, в том числе стрелецких 123 рубля 26 алтын 4 деньги. В книге Большого чертежа Кинешма именована городом. Из старинных укреплений в Кинешме ныне с одной стороны виден небольшой вал и сухой мелкий ров. Этот город в круге 1 верста 121 сажень. В валу помещается городовой собор, построенный 1774 года. В ХѴШ веке Кинешма имела уезд, заключающий 18564 души. По гражданским делам в царство­вание императрицы Екатерины II Кинешма числилась приписным городом Ярославской провинции; с 1778 г. принадлежит Кост­ромской губернии. По духовным делам сначала была патри­аршей, потом синодальной области; после 1759 года, только неизвестно — в котором, приписана к Суздальской епархии, за которою и была до 1788 года; тогда приписана к Костром­ской.