Авраамиево-Городецкий монастырь села Ножкина

Авраамиево-Городецкий монастырь в селе Ножкино

Авраамиево-Городецкий монастырь в селе Ножкино.

Монастырь начинался трудами и молитвами монаха Авраамия. Более 30 святых жили монахами на Костромской земле или родились на ней. 18 монастырей основано ими. Четыре из них основал Авраамий Чухломский, Галичский. О детстве святого сведений нет. Даже неизвестна дата его рождения. Скончался около 80 лет в 1375 году. Был святой современникам и сподвижником Сергия Радонежского. Есть предание, что в Сергиевой обители несколько лет нёс подвиг молчания. Если молчальник Авраамий и рассказал кому-либо о себе, о своём мирском имени, откуда родом, кто были родители, то, возможно, его жизнеописателю это было уже неизвестно. Житие святого было написано более чем через двести лет после его смерти. Да и биографы святых описывают больше их духовные труды, чем мирские дела.

После кончины преподобного, как утверждает писцовая монастырская книга, всем стала очевидна благодать Божия, обитающая в его святых мощах. Но по уставу, видя паломничество богомольцев из разных городов России, великий князь Михаил Фёдорович при святейшем Патриархе Филарете учинил расследование. Тогда и представлены были на личное царское и патриаршее дознание росписи чудес и те, с кем совершались чудеса. В итоге вынесено решение: почитать святость преподобного Авраамия и причислить его к лику святых. Было также повеление в честь преп. Авраамия совершать богослужение и празднование в память его 20 июля (по старому стилю).

Авраамиево-Городецкий монастырь села Ножкино

Авраамиево-Городецкий монастырь села Ножкино.

Авраамиев Покровский Городецкий монастырь — один из наиболее значительных комплексов культового зодчества на территории Костромской области, отличающийся хорошей сохранностью объемно-планировочной структуры и разнообразием входящих в его состав построек. Особую ценность представляют два каменных храма, характеризующие особенности костромской архитектурной школы 1 половины 17 века.

Монастырь расположен на вершине высокого лесистого холма с крутым южным склоном, выходящим к берегу Чухломского озера, и пологими северным и западным, раскрывающимися в сторону села Ножкино. Центром архитектурного комплекса являются примыкающие друг к другу соборы, Покровский (старый) и Умиления Богоматери (новый). Примыкающие друг к другу, они стоят на бровке склона к озеру. К северо-западу от них находится невысокая надвратная церковь Николая Чудотворца, севернее, на склоне холма, — высокая колокольня, которая венчает новые ворота, а восточнее — двухэтажный келейный корпус, разделяющий территорию монастыря на две части, основную, западную, и хозяйственную, восточную. На хозяйственный двор монастыря ведут северные ворота конца 19 века, соединенные с колокольней уцелевшим северным пряслом ограды. В ее линии к западу от ворот хозяйственного двора находится одноэтажная хозяйственная постройка, из-за многочисленных перестроек лишившаяся стилистической определенности. К ней примыкает современный двухэтажный деревянный корпус гостиницы, появившейся здесь в конце 1990-х гг. Руинированный фрагмент старой гостиницы стоит напротив ворот хозяйственного двора. От комплекса старых стен уцелели части северного прясла и северо-западная угловая башня. Все исторические постройки монастыря выполнены из кирпича и побелены по обмазке.

В 1607 году «по вере и обещанию» царя Василия Шуйского был заложен каменный пятиглавый Покровский собор. Вскоре после этого события к северо-востоку от него поставили деревянную трапезную с трехшатровой церковью Рождества Христова. Видимо, одновременно с ней (но не позднее 1650 года) над Святыми воротами монастыря в западном прясле ограды был построен второй каменный храм Николая Чудотворца с приделом Параскевы Пятницы. К востоку от основных сооружений располагался хозяйственный двор, а за стенами обители, под горой, у самого озера, находилась деревянная надкладезная часовня, по преданию, построенная самим Авраамием.

В 1725 году к Авраамиеву Городецкому монастырю были приписаны монастыри: Верхняя Пустынь, Великая пустынь, Спасская Вочская пустынь и Солдовская пустынь, откуда в Авраамиев Городецкий монастырь перевели всех монахов.

Собор Богоматери Умиление и Покровский собор

Собор Богоматери Умиление (слева) и Покровский собор (справа).

В 1766 году игумен монастыря Антоний сдал крестьянам в аренду для рыбной ловли монастырские ключи и лова, с уплатой монастырю одной трети рыбы, пойманной в этих ключах и ловах. В этом же году монастырь имел две мельницы: одну – на реке Вёксе у деревни Гавриловское, а другую – на реке Костроме в деревне Кожухово Солигаличского уезда.

В 1764-68 гг. территория обители была окружена кирпичной оградой с четырьмя угловыми башнями.

В 1764 году монастырь был выведен за штат и к началу 19 века пришел в запустение. Возрождение монастыря началось с 1800 года, когда сюда из Николо-Бабаевского монастыря был переведен Аркадий, назначенный строителем. При нем храмы и жилые сооружения были отремонтированы, в центре обители появился новый деревянный келейный корпус. В 1816 году интерьер Покровского собора украсили великолепным позолоченным иконостасом в запоздалых формах барокко.

В 1834 году при монастыре был открыт кирпичный завод, в котором мастером работал крестьянин деревни Павлово Домнинской волости Буйского уезда Семен Макаров. Им в 1834-36 гг. было сделано 400 тысяч штук кирпича по цене от 6 руб. до 6 руб. 30 коп. за тысячу на монастырских харчах.

Вид на Авраамиево-Городецкий монастырь с востока

Вид на Авраамиево-Городецкий монастырь с востока.

В 1833-41 гг. были возведены настоятельский и келейный корпуса и одноэтажный хозяйственный корпус. Колокольня была возведена не с западной стороны от главного собора, как предполагалась вначале, а над воротами в северной стене ограды. Возможно, именно с ее строительством связана разборка в 1860-70-е годы теплой деревянной Христорождественской церкви.

В 1857 году в монастыре начато строительство величественного пятиглавого собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление», явленной преподобном Авраамию в 1350 году за Галичским озером, с двумя пределами: пророка Божия Илии и преподобного Авраамия (над его святыми мощами).

В августе 1887 года в монастырь был привезен большой колокол весом более 400 пудов (более 7 тонн), который был поднят и помещен на деревенской колокольне.

В 1925 году в монастырские строения из Чухломы был перемещен детский дом. В 1935 году в зданиях бывшего монастыря были размещены Жаровская машинно-тракторная станция и конюшня. После закрытия монастыря, в послереволюционные годы и наиболее интенсивно в 1930-е годы, идет разрушение архитектурного комплекса: была сломана трапезная, а затем и центральная часть западного фасада Покровского собора, уничтожена большая часть ограды и три из четырех башен, пришли в запустение келейные и служебные корпуса, а от гостиницы, после пожара 1935 года разбиравшейся на кирпич, сохранился только северо-восточный угол. В 1991 года монастырь был возобновлен, начали вестись работы по восстановлению.

Часовня над колодцем преподобного Авраамия

Часовня над колодцем преподобного Авраамия. Фото 2005 года.

Места вокруг монастыря до сих пор такие красивые! Во всякое время прекрасны! Спустишься к озеру или отойдёшь от монастыря по дороге, остановишься и любуешься! Монастырь похож на большого воина — великана. Издали кажется, что великан отдыхает, подняв из-за леса свою прекрасную голову в серебристом шлеме. Смотришь на него и забываешь, что в мире есть зло. Как будто оно не коснулось этих мест. А представляете, какая была красота вокруг Авраамия и как звучала тишина, если остатки благодати до сих пор сохраняются в тех местах?!

У Авраамиево-Городецкого монастыря за шесть столетий (не считая XX века) была счастливая судьба и богатые покровители. Владели монастырём и цари, которые вносили богатые вклады и дары. И сам монастырь до революции был богатым землевладельцем. Владел он и удивительным Чухломским озером, на берегу которого располагается. Величественный архитектурный ансамбль его храмов и колокольни, зеркально отражающийся в тихую погоду в глади Чухломского озера, придает здешним местам особое очарование.

Использованные литературные источники: [80],[93],[95],[90].