Потонувшие колокола

Легендарное озеро Светлояр.

До сих пор славный Китеж, невидимый град, красуется под водами Светлого озера, там сияют золотые главы церквей, ликует колокольный звон благолепных служб церковных, дым кадильный и молитва льются к небу. Стекаются сюда толпы верующих помолиться, повидать в Светлояре отражение китежских храмов, услышать колокольный звон.

Эта законченная художественная легенда, удивительное создание народной веры и религиозных исканий, послужила сюжетом для многих художественных произведений.

Близко примыкают к китежским легендам, представляя один из составных элементов их, рассказы и предания о потонувших и провалившихся колоколах. Тема о колоколах вообще занимает видное место в народных сказках, легендах, преданиях и суевериях. Рассказывают, например, как колокола звонят сами собой, предвещая тем какое-нибудь бедствие. «Под первый звон носят неугомонных ребят или у кого слух вредится» (записано в Ветлужском уезде). Под звуки колокола гадают о суженом, во время венчания ударяют в колокол, чтобы не «завенчать» какую-нибудь болезнь у молодых (записано в селе Агутино Солигаличского уезда, селе Козлова Слобода Буйского уезда). «Если ребёнок долго не говорит, то в этом случае окатывают водой большой колокол и этой водой поят и спрыскивают неговорящего ребёнка. После этого ребёнок не замедлит заговорить» (записано в деревне Варюхино Костомской волости Галичского уезда). Был случай, что к первому удару колокола в Солигаличе носили одного немого, полагая, что колокол исцелит несчастного. Пчеловод хранит для удачи своего промысла вместе с росным ладаном, богоявленской, субботней и пасхальной свечами также осколки от краёв церковных колоколов, добываемых в первый пасхальный утренний звон. Колокол часто в народном сознании не просто только предмет церковного благолепия, он нечто одухотворённое, колокол — «святой». Одна старушка молилась раз такими словами: «Матушка, ведениё Пресвятой Богородицы, колокол святой» и т. д. Такая вера в одухотворённость колокола создавала подходящие условия для закрепления преданий о звонящих под землёй провалившихся колоколах.

У деревни Никольское (Блазновской волости Нерехтского уезда) в речке бакалдина (бочаг) есть. Сюда когда-то «паны» медный колокол сбросили. Раньше в Христов святой день гул слыхали, а теперь не слыхать — песком замело (записано в 1920 году). В версте от села Пронина, — также передают в Нерехтском уезде, — по речке Пятенке — луг Соколов. Как находившуюся на берегу реки Пенки, в двух верстах от деревни Шостино Чухломского уезда. Колокола были сброшены с крутого берега реки: есть старики, которые могут указать место, где колокола затонули. На реке Сундобе близ Идского городища в небольшом озерке, по преданию, записанному Л.Н. Казариновым, во время смуты, когда здесь бродили шайки поляков, население само утопило тут церковную утварь и колокола.

Особенно часто встречаются подобные предания в Ветлужском уезде, в соседстве от гнезда, так сказать, этих сказаний, — от Керженца. Паны вместе с другими богатствами, рассказывают в деревне Майтихе Ветлужского уезда зарыли зазвонные колокола верстах в 30 от деревни на берегу речки. «Нашедший должен повесить его на колокольню в селе Николо-Мокрый, но так, чтобы никто не видал и не слыхал» (записано в 1900 году). В селе Хмелевицах того же уезда «есть предание, что здесь в реке Шаре потонул колокол». При каких обстоятельствах это случилось, неизвестно. «Предание говорит, — читаем в церковно-приходской летописи села Макарьевского Ветлужского уезда о бывшей когда-то здесь невдалеке Вознесенской пустыни, — что этот монастырь разорён разбойниками; колокол монастырский во время укладки в лодку самими ли разбойниками или скрывавшими от них, утоплен в бочаге реки Какши. Этот бочаг уже заметало землёй, и место его указывают против самой часовни на восток».

Храм-часовня на озере Светлояр.

Совершенно очевидно, что рассказы о потонувших колоколах представляют типичный бродячий сюжет, как и рассказы о провалившихся городах. В рассказах об исчезнувших городах, деревнях и сёлах мы имеем и историческую подкладку в виде разрушений их во время различных народных бедствий. Весьма возможно, что потонувшие или зарытые колокола в некоторых случаях действительные исторические факты, так как грабители похищали вместе с другими предметами и колокола, представлявшие по тому времени большую ценность. О провалившихся колоколах при перевозке их по льду через Волгу рассказывают как о действительном происшествии где-то ниже Костромы.

У села Сандогоры, рассказывали в Андреевской волости Костромского уезда, затонул колокол в реке Костроме. Когда водолазы спустились на дно, увидали на колоколе сидящую громадную лягушку, которая не давала подойти к нему (записано в 1921 году).

Несколько особняком от предыдущих преданий стоит рассказ о колоколе и церкви, скрытых в земле недалеко от Лялиной горы Ветлужского уезда. Есть здесь починок, по имени Поташный, потому что был там, говорят, завод, на котором вырабатывали поташ. Основатель этого починка, какой-то крестьянин, освобождая местность от леса, срубая деревья и выкорчёвывая пни, вдруг наткнулся на что-то особенное — пень не пень, камень не камень, блестящее что-то. Обкапывая этот предмет всё глубже и глубже, он увидал уши, а потом и весь колокол. «Как попал сюда колокол? Какими судьбами? — думает он. — Надо осмотреть; вот я окопаю его, только прежде схожу пообедать, а то натощак-то не сможется». Воткнул он лопату в землю и пошёл. Пообедал он на скорую руку и идёт назад. Смотрит кругом по сторонам, где колокол? Колокола нет, ничего нет кругом подходящего, ни ямки, ни бугорка, как будто во веки не копывано, стоит лопата на ровном месте. С тех пор и пошёл по народу слух, что на Поташном есть невидимая подземная церковь. Как она очутилась под землёй — провалилась ли или там создалась, — неизвестно, но только слух о существовании невидимой церкви упорно держится в народе. Говорят даже, что некоторые удостаиваются иногда слышать звон этого храма, только неясный, глухой. Рассказывают, что один крестьянин деревни Бархатиха, по имени Матвей Постный, за своё воздержание допускаем был в эту церковь и пользовался иногда заимообразно церковною казною. Однажды будто бы он не внёс почему-то сполна занятую сумму, намеренно или ненамеренно, несколько грошей, так за это невидимою рукою был ослеплён (записано в 1900 году).

Приведённый рассказ, с одной стороны, примыкает к некоторым из Китежских сказаний, с другой — роднится с циклом преданий о кладах; в последней своей части он представляет версию типичного сказания о возвратном кладе. Совершенно сливаются с кладовыми сказаниями предания, записанные А. Талльгреном о «Заичьих горах» на речке Лыкшанке Галичского уезда: народ рассказывает об этом месте, что здесь под большой сосной был скрыт большой богатый клад, там горел огонь и на самом холме стоял храм, иконостас которого ещё находится в земле.

Другие рассказывали, что там некогда происходила битва и там находили много оружия. И здесь в приурочении к определённому пункту поэтических и символических образов скрывается свой особый смысл, какое-то смутное народное воспоминание или догадка. Это место если и не хранит в недрах своих иконостаса, зато имеет любопытнейшую доисторическую культуру бронзового века, как показали производившиеся здесь раскопки.

Использованные литературные источники: [80],[98].

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

История Костромской губернии в первой половине 19 века

1802 год Городу Бую возвращён статус уездного. В селе Княжево Красносельского района построена кирпичная церковь…

5 лет ago

Как управлялась Костромская губерния

Структура сегодняшней областной исполнительной власти, на вершине которой находится губернатор, за прошедшие со дня создания…

8 лет ago

Орехово, село

Село Орехово расположено на западе Галичского района в 30 км. от районного центра неподалеку от…

8 лет ago

Костромское отходничество

Активизация отходничества в Костромской губернии во многом связана с отменой крепостного права в 1861 году.…

8 лет ago

Природные рекорды Костромской области

Самая большая река в Костромской области – это Унжа. Протяженность её составляет 350 км. (общая…

8 лет ago

Екимцево, усадьба

Училище низшее сельскохозяйственно - техническое имени Ф.В.Чижова  в поселке Екимцево Кологривского района является одним из…

8 лет ago