Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - Нина Анатольевна

Страницы: 1 [2]
16
Галичский район / Re: деревня Куекшино
« : 02 Ноябрь 2016, 18:52:31 »
В настоящее время ознакомиться с ветрогенераторами наверно можно в Эстонии. Когда ехала в Таллин видела много вдоль трассы. Я тоже этим интересуюсь. Мечтала поставить на даче. Если найдёте информацию, то прошу - поделитесь.

17
Галичский район / Re: деревня Куекшино
« : 01 Ноябрь 2016, 01:55:12 »
Добрый вечер! На карте Костромской губернии 1826-1840 г.г. ( составитель Ф.Ф. Шуберт) на юго-западе от Галичского озера между Нагатино и Омерино указаны три деревни: Куекша, Завражье и Струково. Полагаю, что Куекша- это Ваше Куекшино. Лучше дождаться ответа от Петра. Расскажите пожалуйста, что именно Вас "ветродвигнуло" на поиски этой деревни принцип работы ветрогенераторов или составление родословной?

18
Шибаевы так же проживали в Павликово (прекратила существование в 1960-70), и в посёлке Лопарево Галичского района.

19
Уважаемый Пётр, здравствуйте! За последние два года я прочитала много информации на исторических сайтах. В том числе А. Григорова, Д. Белорукова, С.Веселовского, С. Шокарева,  родословные книги разных губерний и прочие. Прослеживается какая-то родственно-дружественная связь между моими предками Смирновыми - Чистяковыми и помещиками Свиньиными. В родословных книгах Казанской губернии эти фамилии "идут" рядом с 12-13 века, а дед как-то упомянул, что в Животово их предки пришли из-под Казани. В других источниках указывается: "... старинный дворянский род Свиньиных на Руси известен с середины 16 века со времён Великого князя Василия Васильевича, когда его представители пришли на службу из Литвы...". Но в описаниях Литовского государства не упоминается фамилия Свиньин, зато есть информация о князе Свидригайло Ольгердовиче (в католичестве Болеслав), который в 1408 году выехал на службу к Василию Первому. На Руси всегда любили переделывать трудно произносимые имена и фамилии иностранцев на более простые, но созвучные настоящим. Может быть Свидригайло- Свиньин?
В Генеалогической базе знаний говорится о Свиньиных из усадьбы Ефремово. Они состоят в родстве с Лермонтовыми, Пушкиными, Боборыкиными, Майковыми, Писемскими. А. Григоров в письмах к Д. Белорукову писал, что в Галичском уезде Свиньиных человек двести.
Никак не могу узнать, кто именно из Свиньиных проживал в усадьбе Животово. Известно, что в 1907 году- 5 человек.
Куда они делись после 1917 года? Если я найду ответы на эти вопросы, то смогу побольше узнать о своих Смирновых-Чистяковых. Они столько веков в разных населённых местах проживали рядом.
Пётр, если можете, подскажите!

20
    В Ленинграде дед пережил всю блокаду. Работал на заводе-ремонтировал корабли. Тётя Аня смогла пережить только одну зиму, потом отказали ноги и её эвакуировали весной по Ладоге. Она рассказывала, что ехать было очень страшно: колёса были в воде. Дед тоже одно время слёг. Приготовился уже умирать, но вдруг увидел на шкафу тряпичный мешок и вспомнил, что после пережитого голода в Поволжье бабушка всё время сушила сухари. Так же делала и тётя Аня: до конца жизни  сушила сухари. Если не пригодятся для еды, то есть не будет голода, то летом можно будет сделать "вкуснющий" квас. У ленинградцев, особенно у потомков блокадников, на генетическом уровне заложено:в доме всегда должен быть целый чёрный хлеб и целый чайник кипятка. Мне не пришлось испытать на себе голод, но не могу себя заставить налить пол-чайника воды и купить половинку хлеба.
Вернусь к тому, что дед лежал на кровати и умирал от голода, когда увидел на шкафу какой-то тряпичный мешок. По его рассказам он полз по кровати, поднимался, держась за стенку шкафа очень долго: примерно день или больше. Когда дотянулся, то понял-это сухари. Благодаря им и выжил.
   Кроме ремонта военных кораблей деда Павел ходил в ополчение охранять Дорогу Жизни, а потом снова возвращался на завод. Домой почти не заходил- жил на заводе, а когда решил один раз сходить за вещами, то увидел: всех выселили, дом заняли под госпиталь, а вещи их все в сарае во дворе. А в другой раз проходил мимо и увидел, что дом разбомбили.
   Бабушка с детьми под зиму добралась до Животово, но жить им пришлось на заброшенном хуторе. 

21
    В Ленинграде семья устроилась совсем не плохо по тем временам: от завода предоставили жилплощадь на Васильевском острове. Дед работал на Балтийском заводе, подряжался делать в квартирах ремонт и даже позировал художнику, фамилии которого не помнил в старости. Из рассказа деда Павла:"Одел на меня красный плащ, дал в руки саблю, поставил в полный рост и велел так стоять. Ходил я к нему долго, наверно всю зиму и за это он мне платил деньги. Я потом на эти деньги снимал на лето дачу для семьи в Сиверской."
    Невозможно представить себе, как один простой человек мог содержать такую большую семью. У них было восемь детей! Бабушка естественно не работала. В конечном итоге все дети получили приличное образование. Один из сыновей стал профессором.
    В 1939 году, в возрасте 15 лет, после продолжительной болезни скончался старший сын Алексей, которого так и не смогли полностью вылечить после травмы. Все родственники очень об этом жалели, когда вспоминали про него. Он был очень талантлив: писал стихи, хорошо рисовал, был добрый и отзывчивый. Я же считаю, что непроизвольно он был спасителем нашей семьи. Если бы он не болел в детстве, то у деда не было бы повода срочно уехать в Ленинград все бы умерли тогда от голода после выполненной продразвёрстки, раскулачивания или ещё каких-нибудь репрессий. Об искусственно созданном голоде в Поволжье и в Украине, об уничтожении собственного народа читайте в Истории России. Примерно в те же годы от какой-то болезни умерла дочь Наденька и в семье осталось шестеро детей.
    Когда началась Великая Отечественная война вместе с дедом на заводе работала старшая мамина сестра Анна Павловна. Мама моя, Римма Павловна, отдыхала в пионерском лагере, а две её младшие сестры, Алевтина Павловна и Ангелина Павловна - в летнем детском саду на станции Сиверская Ленинградской области. Бабушка с младшими сыновьями Александром Павловичем и Николаем Павловичем бывала периодически то на даче, то в городе. Ходили слухи, что война скоро закончится и она в это верила.
    В августе стали бомбить станцию Сиверская. Детей из пионерского лагеря начали срочно эвакуировать. Моя мама с первой машиной не смогла уехать, потому что пошла в детский сад искать младших сестёр. Когда забрала их и привела в лагерь, то детей уже вывозили из под обстрела в открытом кузове грузовика. Довезли их только до того места, где теперь находится площадь Победы. Высадили и велели идти всем домой пешком, а грузовик со взрослыми развернулся и уехал обратно в строну фронта. Мама взяла сестёр за руки и повела их домой на Васильевский остров.
    Мама рассказывала:" Вошли в свой двор, а там мама с младшими гуляет, всплеснула руками, удивлённо на нас посмотрела и сказала, что про обстрел и бомбёжку ещё пока не объявляли и вообще говорят война через две недели кончится. Потом пришёл с работы папа и велел собирать в дорогу вещи. Мама уезжать не хотела, но папа настоял на своём, разъяснил, что где война- там всегда голод, в деревне легче выжить."
    В конце августа- начале сентября 1941 года наша семья опять поехала в деревню.
    В Ленинграде остались только дед Павел и старшая мамина сестра тётя Аня. Они работали на Балтийском заводе.

22
   Не могу назвать точной даты начала коллективизации в этих краях и не знаю каким по счёту председателем стал мой дед, но отталкиваясь от даты рождения моей мамы и учитывая то, что она помнила, полагаю- в 1932-33 годы деда избрали председателем сельхозартели на общем собрании местных жителей несмотря на возражения комиссаров, прибывших из Галича.
   Ранее я упоминала, что в Животово семья моего деда была самой богатой потому, что в ней не было лентяев и пьяниц. Большой дом, построенный своими руками (примерно 9х18). В цокольном этаже (они называли "гоубец")- крыльцо, подвал для хранения продуктов, хлев, конюшня, курятник, дровник и торговый отдел ("лавка"). Высокая лестница вела на второй этаж. Там- большая жилая площадь из трёх комнат и кухни и хозяйственные помещения: сени, чулан, сеновал ("сарай"), два туалета: мужской и женский, горенка. Во дворе-амбар, баня.
   Что бы в доме был достаток все члены большой и дружной семьи с детства приучались к труду. Сельскохозяйственные работы в поле и огородах, заготовительные-сено, дрова, грибы, ягоды, травы. Подрабатывали плотницким и малярным ремеслом. Торговали тканями.
    Дед окончил всего четыре класса церковно-приходской школы, а бабушка-два.
    Когда пришла советская власть, они её приняли всей душой. Я до сих пор не могу понять-почему? Бабушка говорила, что в начале коллективизации, когда призывали сдавать инвентарь, инструменты они ещё "унесли в колхоз мешочек серебра и полмешочка золота".
    Возвращаюсь к тому моменту, когда деда на общем собрании выбрали председателем. Крестьяне комиссарам объяснили, что Павел Смирнов самый грамотный и самый хороший хозяин в деревне, да к тому же честный человек и никого другого они  выбирать не хотят.
Как работалось людям в колхозах всем известно из учебников истории и литературы. Нам, внукам, об этом не рассказывали. Только в 80-е годы деда Павел поведал: "Приехал  в Галич на  районное совещание и задали нам такую продразвёрстку, что я понял: мы все с голоду умрём. Должен был выехать из Галича следующим утром, а сел на ночной паровоз, от станции Лопарево до сельсовета в Сумино почти бежал. Собрались все на сход этой же ночью и всем миром думали как выжить? Если выполним продразвёрстку, то не останется хлеба на зиму и на семена весной сеять, если не выполним- всё равно приедут отнимут и расстреляют. И вот что придумали: мне в сельсовете выписали справку (паспортов у крестьян не было) задним числом о сопровождении старшего сына Алексея  на лечение последствий травмы позвоночника:упал в детстве с крыльца. Часть продовольствия сдадут в продотряд, который должен приехать с обозом, другую часть, на зиму и на семена- спрячут в лесу. А спросят про председателя- скажут, что уехал ещё третьего дня с сыном,  никто не знает куда и про совещание в Галиче ничего не слышали. Так и сделали".
   Мой дед снова стал жить в Питере. Сына устроил в больницу, сам пошёл работать на Балтийский завод.
   В Животово у бабушки дом и всё имущество забрали и ей с пятью детьми (младшая дочь-грудной ребёнок) пришлось жить на хуторе и работать в колхозе. Их держали в заложниках. Сотрудники ГПУ-МГБ-НКВД, не могу назвать точно, надеялись, что дед не выдержит и приедет к жене и детям и тогда они его арестуют. Писем они друг другу не писали для конспирации. Связь держали через знакомых "мешочников". Когда в Поволжье был голод, появилась такая категория граждан, которые всё время куда-то ездили с мешками в поездах и в телегах. Таким способом люди пытались избежать большевистского террора:  раскулачивания, депортации, ареста и т.д., и т.п.
   Потом по стране прокатилась волна репрессий. Больше всего досталось ленинградцам. Новые сотрудники "органов" стали проводить "чистки" среди старых заслуженных большевиков и бороться с интеллигенцией. Про нашу семью забыли и бабушка с детьми сразу же уехала в Ленинград.

23
   Деду Павлу пришлось повоевать и за белых, и за красных. Почему? История об этом умалчивает, но помню он не очень любил вспоминать о Гражданской войне. Единственный яркий рассказ и тот о любви:"Отпустили меня на побывку. Шёл почти сутки до Животово, очень хотелось увидеть Полю, а когда дошёл, то оказалось- она с подругами ушла в Сумино на праздник. Я сел возле дома и не могу больше идти: ноги устали. Кто-то из родственников подсказал, что надо разуться и обложить ноги крапивой. Так и сделал. Затем добежал до соседнего села, повидал невесту и ещё сутки возвращался".
   Когда дед вернулся с фронта, то женился на моей бабушке Чистяковой Аполлинарии Николаевне. Было это наверно в 1921 году. Прожили они вместе долгую, очень трудную, но счастливую жизнь и родили восемь детей. Баба Поля рассказывала, что ей завидовали: вышла замуж за самого богатого парня в деревне, а ей было не до богатства, "просто радовалась, потому что с детства друг на друга заглядывались".
   В начале семейной жизни произошли две интересные истории, которые дедушка и бабушка вспоминали со смехом до самой старости.
   Вся большая семья(свёкор, свекровь, муж, братья, сёстры) собиралась в храм и в гости- был церковный праздник. Полинарью с собой не взяли, чтобы не растрясти в повозке- была беременна. Свекровь велела замесить и поставить тесто, а когда вернутся, то будут печь пироги
- А сколько теста замесить, мамонька?
- А замеси побольше, Полюшка.
Когда вернулись, то увидели большую кадушку с поднявшимся тестом.Пироги ели неделю.
   Вторая история: проходили мимо деревни цыгане. Всем гадали, пели, побирались. Моей бабушке цыганка сказала, чтобы дети не болели и дома всегда был достаток надо положить в горшок деньги и ценности и закопать в конце гумна (луга). Она , мол, поколдует над этим горшком и всё будет хорошо. Баба Поля так и сделала, а когда пошла откапывать- горшка не нашла и цыганки уж след простыл.
   Вот так и жили. Большая дружная работящая семья.
   В конце 20-х начале 30-х годов  в этих краях началась коллективизация.

   

24
   Здравствуйте Пётр и Пользователи! Всё и сразу рассказать невозможно, поэтому, простите, но буду вспоминать частями.
   Когда моему деду, Смирнову Павлу Александровичу было примерно 12-14 лет (1898г.рожд.) его отправили учиться в Петербург. Жил он на Васильевском острове. учился успешно  у известного художника-реставратора. Об этом выше изложено. К сожалению, в юности люди сильно подвержены постороннему влиянию. Не исключением оказался и Павел Смирнов: где-то познакомился с революционерами, которые поручили ему расклеивать по городу прокламации (листовки). За этим занятием был пойман городовым и доставлен в участок. Так закончилось обучение. Из Питера его выслали на родину с "волчьим билетом", а когда вернулся - отец выпорол...
   Деревня Животово, как и многие другие в Костромской области, расположена в живописном месте: на холме. В центре- большой пруд, качели. Там справляли главный праздник-Петров день. Центральная (единственная) улица деревни плавно переходила в Суминскую дорогу к храму. Если  пойдёшь по Кармановской дороге, то справа был пруд "Плакальщица". До него женщины провожали мужчин на войну, там расставались-плакали.
   Первый раз моя бабушка, Смирнова, в девичестве Чистякова, Аполлинария Николаевна провожала деда (тогда ещё жениха) на Первую мировую войну...
   Из рассказа деда Павла:"Привезли нас под Брест. Пробыли там несколько дней. а потом сообщили, что на фронт не пошлют, так как мы лишние. Потом спрашивали кто грамотный? Оказалось вместе со мной четыре человека. Посадили выписывать всем паспорта. Я и себе сам выписал . Потом отправили домой."
   Воевать деду всё-таки пришлось, но уже в Гражданскую войну за Красную Армию.
   

25
    Уважаемый Пётр! Большое спасибо за информацию! Полагаю, что указанный в статье бригадир С.(Сергей)А.(Александрович) Смирнов-это родной брат моего деда. Мама, 1927г.р., рассказывала:"Папу выбрали председателем сельхозартели, мы все очень плакали, боялись..."
    Если Вы создали этот сайт из профессионального интереса: пишите книгу или диссертацию, то я тоже могу быть полезной. Об организации артели(кооператива), продразвёрстке, голоде и других событиях, произошедших в конце 20-х-начале 30-х на территории Суминского сельсовета знаю из первых уст, но не могу воссоздать точную хронологию.
       
 

26
Здравствуйте! В деревне Животово мои прабабушки и прадедушки имели большой дом. Старожилы в 60-70-е годы говорили. что самый богатый. Не далеко от деревни был хутор из трёх жилых домов и нескольких надворных построек, а так же сад, пруд и сельскохозяйственные угодья. До революции семейный уклад был такой: в Животово проживало среднее и старшее поколение семьи, занимались торговлей тканями, с обозами ходили в Грецию, прадед оттуда привёз невесту, венчались в Суминской церкви. Молодожёнов отправляли пожить на хуторе, что бы "устоялась" семья. Подростковое поколение отправляли учиться в Питер. Мой дед учился у какого-то художника-реставратора и принимал участие в реставрации Юсуповского дворца к 300-летию Дома Романовых. Перед торжественным открытием Дворца после ремонта приехал император Николай и подарил лучшему подмастерью рубль. Этим подмастерьем был мой дед Смирнов Павел Александрович.
Ранее на сайте " Костромские деревни" я прочитала, что Животово-вотчина Свиньиных-Рылеевых. Из рассказов деда и бабушки я знаю: напротив нашего дома стоял "барский".
Очень хочу узнать на каких правах, в каком статусе проживали в Животово мои предки. Судя по их рассказам они не были "бедными" крестьянами. К сожалению им пришлось жить в такие времена, когда о прошлом лучше было молчать. Где можно прочесть описание деревень Карманово (Корманово), Животово, Полушкино и села Сумино? Где хранятся метрические книги из Суминского прихода и актовые записи местного сельсовета 20-30-х годов ХХ века? Подскажите пожалуйста. С уважением, Нина Анатольевна.

Страницы: 1 [2]
Яндекс.Метрика