Районы Костромской области > Галичский район
Загадка галичского Миндюкино.
merjanin:
ЗАГАДКА ГАЛИЧСКОГО МИНДЮКИНО.
Наконец морально созрел и до загадочного урочища Миндюкино в Галичском районе, Костромской области.
В XVII-XVIII вв. это были земли Туркова стана. В XIX веке Миндюкино вместе с соседской Костомой (еще одна галичская Костома, возможно выселки села Костома на Тебзе) входили в приход церкви "Николая Чудотворца на погосте в Турковском стану на "Мокром" (упоминается в 1628 г.) В советское время деревня входила либо в Лопаревский, либо в Красильниковскии сельский совет, точно так и не смог выяснить.
Галичское Миндю́кино не одиноко. Есть деревня Мендю́кино — в Зарайском районе Московской области, деревня Миндю́кино — в Череповецком районе Вологодской области, деревня Миндю́кино в Первомайском районе, Ярославской области, (Рядом странное Шолошево!), урочище Миндю́кино в Весьегонском муниципальном округе, Тверской области, а так же явно однокоренная деревня Миндю́ри в Нелидовском городском округе, Тверской области. Кроме этого в XIX веке в Любимском уезде Ярославской губернии существовала деревня Миньдю́кина.
Первое на что обращаешь внимание это западноукраинская, локализующаяся в Ивано-Франковской области, фамилия Миндю́к. В Ростове-на-Дону и на Востоке Украины есть региональная фамилия Миндюков, явно тоже украинская. Но при этом в Украине и на юге России нет ни одного топонима образованного от них.
Зато в России 7 деревень имеют или имели названия гипотетически образованные от имени/прозвища Миндю́к, 5 из них находятся на постмерянской территории Верхневолжья и по 1-му в Подмосковье и Западной Тверщине.
Варианты этимологии:
1 - Имя/прозвище Миндю́к от которого образованы эти антропотомонимы, может быть местной постмерянской формой христианского имени Мина или иметь финское субстратное происхождение. Например быть родственным волго-финскому имени Минти́ - м. венг. minta образец, образчик; ненецк. Мишá - стремительный, решительный; нган. минтит - руководитель. Г (1747). Суффикс -юк не редкость в древнемарийских именах. Гипотетически мерянское прозвище Миндю́к может быть вариацией имени Минти́.
2 - Возможно, это имя имет тюркские корни с основой -мин - "я", как в случае с именем Минтимер — состоящего из слов мин-я, тимер-железный.
3 - Возможно это форма прибалтийско-финского - чудского имени Мундуи упомянутом в берестяной грамоте № 249, 1396 г. Оно является вариацией имени Monto, Monta.
4 - Наконец последняя, и самая интересная этимология предложенная Василием Малышевым в нешей группе в Вконтакте -
Миндь, миндьан, миндид по вепсски - сноха, невестка (!!!). Забавно) похоже в венгерском тот же корень - menyem и в эстонском minia, на коми сноха - монь. Соответствие в эстонском и венгерском (что редкость) как бы намекает... на возможный мерянский, плюс явная параллель в коми. Основа у большинства одна, но у коми упрощено, у эстонцев смягчённая форма: минья, у вепсов пожёстче - миндьа, у венгров опять помягше - меньем. У нас можно предположить форму миндьа / мендьа. Итак, Миндюкино может по мерянски означать "Снохино". Есть в топонимике и русская калька - Снохино. в России 2 таких деревни на 2020 год имеется.
Рассуждения мои, разумеется, не истина в последней инстанции, а скорее постановки вопроса...
Автор: Андрей Мерянин. 2021.
Андрей Мерянин http://www.merjamaa.ru/
Нина Анатольевна:
К "Загадкам Миндюкино" : В конце 19-начале 20 века усадьбой владели Банковские католического вероисповедания. Информация встречалась в Метрических книгах Покровской церкви, что в Турково. Просматривается связь с Западной Украиной. В разных источниках упоминается, что Галич мерьский (Костромской) и Галич волынский (западноукраинский) между собой связаны: выходцы из Галича волынского образовали Галич мерьский, но я полагаю всё было наоборот.
Сельских советов в 1920-1930 годах рядом было два: Красильниковский и Суминский. В Лопареве сельского совета в те годы не было. Он там появился позже, после упразднения Суминского. С 1929 по 1931 годы председателем Суминского сельсовета был товарищ Д.Д. Цветков, который "активно участвовал во всех хозяйственно-политических компаниях по культурно-массовой работе среди населения и активно вёл работу по коллективизации". Информация № 56-15-185-52об-53 из Метрической книги (ГАКО).
Пётр:
Спасибо, Нина Анатольевна. Очень интересно. Впервые встречаю информацию о владельцах усадьбы Костромской губернии, исповедовавших католицизм.
Странно, что нашли записи о жителях Миндюкина в метрических книгах Покровской церкви погоста Турково. По моим данным приходская церковь находится рядом с деревней - Николаевская погоста Никола-Мокрый. Турково же на приличном отдалении.
Добавлю, рядом с деревней, между Костромой и Высоковым, находилась ферма в советское время.
Нина Анатольевна:
Интересная запись о бракосочетании в 1914 году № 56-15-185-20об-21:
Жених Рылеевской волости, деревни Егорьевское, крестьянина Ивана Яковлева Лебедева и его законной жены Анны Игнатьевой сын Сидор Иванов Лебедев, 21 год, первым браком
Невеста Галичского уезда, усадьбы Миндюкино, дворянина Владимира Антонова Банковского и законной его жены Марии Владимировой дочь девица Зинаида Владимирова Банковская, 19 лет, первым браком
"Свидетели":
по жениху- крестьянин Рылеевской волости, деревни Егорьевское Владимир Яковлев Лебедев и Алексей Андреев Зайцев
по невесте- дворянин, проживающий в усадьбе Тимково, Василий Антонов Банковский и мещанин города Галича Иван Иванов Сшмидт.
О католическом вероисповедании Банковских и лютеранском вероисповедании других дворян (сейчас запамятовала фамилию) встречались ранние записи. Затем некоторые из них приняли православие.
Пётр:
Сначала подумал про погост (село) Верхний Георгий (Егорьевское на Верхнем), но потом обнаружил неподалеку деревню Егорьевское, той же Рылеевской волости. А про усадьбу Тимкино никаких упоминаний не нашел в Костромской губернии. Возможно, это деревня (не усадьба) Тишково неподалеку от с.Никольское на Суздальце Воскресенской волости Галичского уезда. Но это лишь предположение.
Навигация
Перейти к полной версии