Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - merjanin

Страницы: [1]
1


ПРЕКРАСНО ИМЯ ТВОЕ, KOSTOMA!

Занимаюсь топонимикой левых притоков реки Кострома. В бассейне Тебзы стоит знаменитое село Костома, в старину бевшее вотчиной бояр Акинфовых. Впервые упомянутое в завещании Петра Чудиновича (!) Акинфова отписавшего в 1557 г. свое село Троице-Сергиеву монастырю на "помин души".

В мерянском ареале есть несколько топонимов с основой -кост:

1. Кóстаново, ур. (Сусанино).
2. Костаново, бол. (Сандогора).
3. Кóстома, н. п. на р. Кóстомка > Тебза.
1. Костишка > Кашинка > Волга (Тверь).
2. Костобал, р., Костобалка, н. п.; Костоболка [Европеус].
3. Костома, с. Шумаков (Обзор, IV, 57) [Любавский].

Есть еще река Коштома (Кештома) в Пошехонье.

Александр Константинович Матвеев считал -кост основой широкого распространения с неясной семантикой. Коллега Антон Пиириниеми любезно подсказал статью Ирмы Ивановны Мулоннен посвященную топонимике Присвирья и Обонежья. Речь в ней идет про Куштозеро входящее в число известных вытегорских карстовых озер.
Ирма Ивановна считает что: "истоки топонима Куштозеро вполне земные, хотя язык его происхождения не до конца ясен. Он явно входит в один ряд с известными на территории Карелии и Финляндии озерными названиями Костамо, Костамус, Костомукша, Коштомозеро и др. В них воплотилось прибалтийско-финское слово kostaa ‘вернуться’, т.е. ‘уйти и прийти назад’.

В Карелии название присваивалось озерам с весенним разливом вод: весной вода прибывала, а затем, с ее уходом, озеро возвращалось в свои границы". "Тезки» с оновой -коста обнаруживаются не только на западе, но и к востоку: топоним Кушта в дельте реки Кубены, Кустома на восточном берегу оз. Воже, Куштома в бассейне р. Суды, Кошта в бассейне Шексны, озеро Костье с заливными покосами Костезерье в низовьях реки Сухоны.

Это классическая территория мери и мерянской топонимический ареал. Так что топоним мог быть и не прибалтийско-финским, а родиться в одном из исчезнувших финно-угорских языков, бытовавших в прошлом на территории Онежско-Белозерского водораздела и восточнее. Возвращаясь к нашему селу Кóстома. Оно названо по речке с на котором стоит. Речное название могло родиться – благодаря весенним половодьям. Название маркируется уникальной особенностью реки и долины по которой она течет.

Возможна и другая этимология. В Нелазском с/с Череповецкого р-на. Вологодской области есть ж.д. станция Кошта. Название она получила по р. Коште, гидрониму финно-угорского происхождения: ср. фин. koski, карел, koski, вепс. kos'k, эст. kosk – 'порог, водопад'. Звук т – результат расподобления одного из заднеязычных звуков (Субботина).

Фото: ojkumena. wikimapia.org
Андрей Мерянин http://www.merjamaa.ru/










2


ЗАГАДКА ГАЛИЧСКОГО МИНДЮКИНО.

Наконец морально созрел и до загадочного урочища Миндюкино в Галичском районе, Костромской области.

В XVII-XVIII вв. это были земли Туркова стана. В XIX веке Миндюкино вместе с соседской Костомой (еще одна галичская Костома, возможно выселки села Костома на Тебзе) входили в приход церкви "Николая Чудотворца на погосте в Турковском стану на "Мокром" (упоминается в 1628 г.) В советское время деревня входила либо в Лопаревский, либо в Красильниковскии сельский совет, точно так и не смог выяснить.

Галичское Миндю́кино не одиноко. Есть деревня Мендю́кино — в Зарайском районе Московской области, деревня Миндю́кино — в Череповецком районе Вологодской области, деревня Миндю́кино в Первомайском районе, Ярославской области, (Рядом странное Шолошево!), урочище Миндю́кино в Весьегонском муниципальном округе, Тверской области, а так же явно однокоренная деревня Миндю́ри в Нелидовском городском округе, Тверской области. Кроме этого в XIX веке в Любимском уезде Ярославской губернии существовала деревня Миньдю́кина.

Первое на что обращаешь внимание это западноукраинская, локализующаяся в Ивано-Франковской области, фамилия Миндю́к. В Ростове-на-Дону и на Востоке Украины есть региональная фамилия Миндюков, явно тоже украинская. Но при этом в Украине и на юге России нет ни одного топонима образованного от них.

Зато в России 7 деревень имеют или имели названия гипотетически образованные от имени/прозвища Миндю́к, 5 из них находятся на постмерянской территории Верхневолжья и по 1-му в Подмосковье и Западной Тверщине.

Варианты этимологии:

1 - Имя/прозвище Миндю́к от которого образованы эти антропотомонимы, может быть местной постмерянской формой христианского имени Мина или иметь финское субстратное происхождение. Например быть родственным волго-финскому имени Минти́ - м. венг. minta образец, образчик; ненецк. Мишá - стремительный, решительный; нган. минтит - руководитель. Г (1747). Суффикс -юк не редкость в древнемарийских именах. Гипотетически мерянское прозвище Миндю́к может быть вариацией имени Минти́.

2 - Возможно, это имя имет тюркские корни с основой -мин - "я", как в случае с именем Минтимер — состоящего из слов мин-я, тимер-железный.

3 - Возможно это форма прибалтийско-финского - чудского имени Мундуи упомянутом в берестяной грамоте № 249, 1396 г. Оно является вариацией имени Monto, Monta.

4 - Наконец последняя, и самая интересная этимология предложенная Василием Малышевым в нешей группе в Вконтакте -

Миндь, миндьан, миндид по вепсски - сноха, невестка (!!!). Забавно) похоже в венгерском тот же корень - menyem и в эстонском minia, на коми сноха - монь. Соответствие в эстонском и венгерском (что редкость) как бы намекает... на возможный мерянский, плюс явная параллель в коми. Основа у большинства одна, но у коми упрощено, у эстонцев смягчённая форма: минья, у вепсов пожёстче - миндьа, у венгров опять помягше - меньем. У нас можно предположить форму миндьа / мендьа. Итак, Миндюкино может по мерянски означать "Снохино". Есть в топонимике и русская калька - Снохино. в России 2 таких деревни на 2020 год имеется.

Рассуждения мои, разумеется, не истина в последней инстанции, а скорее постановки вопроса...

Автор: Андрей Мерянин. 2021.

Андрей Мерянин http://www.merjamaa.ru/

3


БУЙСКИЕ АБАТУРКИ И МЕРЯНСКИЙ "АВАТУР".

Возвращаясь к истории про галицких дворян Отрепьевых. Усадьба деда самозванца Лжедмитрия I (Григория Отрепьева) Елизара Матвеевича Отрепьева стояла у деревни Большая Абатурка на речке Абатурке.

В интересующем регионе нашел два урочища: Абатурки рядом с Барским-Махрово и рекой Вёксой, стоящие на безымянном ручье, и урочище Большие Абатурки на речке Оферовке неподалеку от Шушкодома, находящееся на земле волости Корега. Какие именно Абатурки принадлежали деду Лжедмитрия I не ясно.

Про волость Корега в книге протоиерея и ученого-историка, Михаила Диева "Старинные волости и станы в Костромской стороне" рассказывается интересная история: "В старину писалась волостью Костромского уезда, на северо-восток от Борка и города Буя; она получила название от реки Кореги, протекающей в нынешнем Буевском уезде и изливающейся в реку Кострому; вся эта сторона, по которой течет эта река, доселе называется Корегою и, по большей части, населена мелкопоместными дворянами. Рассказывают смешную басню, что леший из Буя пошел на север, неся в корзине дворян, в лесах Корегских запнулся об коряжину и всех дворян вывалил; от того де по Кореге их много".

Однако же наибольший интерес для меня представляет этимология этого названия. Ойконим Абатурки не находит этимологии в славянских и тюркских языках. Александр Константинович Матвеев так же не дает для него ни каких вариантов. Посмею предположить, что в его расшифровке нам может помочь марийский язык.

Абатурки ава - "мать", тур - "край" - "материнский край", "Матино".

Ойконим Матино можно считать славянской калькой гипотетически-мерянского названия Абатурки. Есть деревня Матино в Кичменгско-Городецком мун. районе Вологодской области, и деревня Матино в Кашинском городском округе Тверской области, обе на исторической мерянской земле (ИМЗ).

Ареал ойконима Абатурки так же полностью совпадает с ИМЗ: деревня Абатурово Кстовского мун. района Нижегородской области, деревня Абатурово Няндомского муниципального района Архангельской области, деревня Абатуриха Вожегодского мун. района Вологодской области, деревня Абатурово Никольского мун. района Вологодской области, деревня Абатурово Кимрского мун. района Тверской области, деревня Абатурки Буйского мун. района Костромской области, деревня Абатурово Угличского мун. района Ярославской области.

Да, как первоначальное мерянское ава - "мать" превратилось в "аба"? Дело в том, что, по-видимому, звук «в» в мерянском звучал глуше русского и напоминал русский звук «б». Точно так же звучит «в» в марийском языке. Например марийское слово вуй - "голова" в русской транскрипции слышится как буй.

Андрей Мерянин http://www.merjamaa.ru/

В качестве иллюстрации фотография нашего земляка, героя ВОВ Павла
Александровича Виноградова. Родился в 1905 году в деревне Абатурки Буйского района Ярославской (совр. Костромской) области, Шушкодомского сельсовета. До войны работал в колхозе бригадиром. Был женат на Виноградовой (Бойцовой) Марии Андреевне. У них родилось семеро детей. Был призван Буйским РВК (тогда Ярославской области) и участвовал в Великой Отечественной Войне в составе 82 стрелковой дивизии.

4


ЛЖЕДМИТРИЙ I, ШЕСТОВЫ (РОМАНОВЫ) И "СТАНЫ" ГАЛИЧ-МЕРЬСКОЙ ЗЕМЛИ.

Читаю книгу костромского протоиерея XIX века, а по совместительству, ученого-историка, Михаила Диева "Старинные волости и станы в Костромской стороне. Материалы для историко-географического словаря Костромской губернии" 1909.

А вы знали, что предки самозванца Лжедмитрия I и первого московского царя из рода Романовых Михаила Федоровича происходят из двух соседних "станов" Костромского уезда - Шачебала и Борка?

Здесь, в "стане" Борок, в Железноборовском монастыре Юрий Богданович, сын галичского дворянина Богдана Отрепьева, был пострижен в монахи под именем Григория. Усадьба деда самозванца Елизара Матвеевича Отрепьева стояла у деревни Большая Абатурка на речке Абатурке, а в паре десятков километров в "стане" Шачебол, в сельце Домнино находился двор матери первого царя из рода Романовых Ксении Ивановны Шестовой.

Что могло гипотетически связывать два этих старинных галичских дворянских рода, похоже тайна за семью печатями...

И это еще не все. В соседнем с Шачеболом и Борком "стане" Кушка (Василий Пестилентьев унорожские соседи из Вознесенского! 😉) вотчинниками были бояре Морозовы. В частности Борис Иванович Морозов, воспитатель сына Михаила Федоровича - молодого царя Алексея Михайловича, Б. И. Морозов фактически управлял страной, скупал вотчины и поместья в разных уездах и был одним из богатейших людей Московии.

По-видимому, Морозовы тоже были старожилами этих мест, поскольку Борису Ивановичу вотчина перешла по наследству от его деда Михаила Яковлевича Морозова.

На фото церковь в селе Домнино построенная в 1817 году на месте где стоял дом матери царя Михаила Федоровича, Ксении Ивановны Шестовой, супруги Фёдора Никитича Романова (патриарха Филарета), именовавшейся в грамотах своего сына «великая государыня».

Автор фото Леонид Петухов. Кострома.
Андрей Мерянин. http://www.merjamaa.ru/

Страницы: [1]
Яндекс.Метрика