Районы Костромской области > Костромской район
Деревня Пустынь близ Сандогоры
Borneo:
Ищу любую информацию о деревне Пустынь, тем более что в архивах данные сгорели.
Borneo:
Цитирую:
Не подлежит сомнению, что Некрасов с Гаврилой Яковлевичем не раз бывали в д. Пустыни, находящейся в четырех верстах от Шоды на берегу реки Андобы (Андомы), вблизи от её впадения в реку Кострому. На месте этой деревни в прошлом существовал небольшой мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, прекративший своё существование, по-видимому, в конце XVI века. Отец Иаков Нифонтов писал: «Деревни Пустыня и Колгора принадлежали прежде (до секуляризационной реформы 1764 г. – Н. З.) Троице-Сергиевой Лавре. В Пустыне хранится предание, что здесь был Успенский монастырь, на месте которого находится теперь часовня; от времени монастыря уцелело несколько икон и кадило. Кругом часовни заметны могилы, теперь большей частью запаханные, охотники ищут в них кладов, но напрасно. Есть также предание, что Успенскую церковь разорили недобрые люди»320. В начале XVII века на месте монастыря уже находился погост*.
Позднее на месте монастыря возникла деревня, в названии которой сохранилась память о бывшей здесь обители ( пустынь – это небольшой монастырь). Большинство жителей Пустыни были старообрядцами. В начале XX века после легализации старообрядчества местную часовню перестроили в одноглавую старообрядческую церковь, освященную в 1908 году в честь Казанской иконы Божией Матери322. В конце 20-х гг. XX века Пустынь посетил некрасовед А. В. Попов. Позднее он писал: «Около Шоды, деревни полностью старообрядческой, километрах в 3-4 была также старообрядческая деревня с характерным названием « Пустынь ». В 1927 и 1928 годах я видел здесь ранним утром, как по унылому звону маленькой церкви или часовни из всех дворов направлялись к ней женщины, «обряженные» в черное, точно живая картина в стиле Нестерова или Васнецова»323. В начале 70-х гг. XIX века в Пустыни было 19 дворов, в которых проживало 130 человек.
Вплотную к д Шоде подступал лес, носивший характерное название – Шодский Рамень (в костромских говорах слово «рамень» или «раменье» обозначает «густой, дремучий, тёмный лес». Окруженная лесами Шода находилась в глухом уголке северной части Костромского уезда, где селения были редки. В семи верстах к северу от Шоды лежала д. Пустынь . В шести верстах к западу – д. Бугры, в восьми верстах к северу – д. Колгора, в двенадцати верстах к северо-востоку – д. Ямково. В четырех верстах к югу находилось с. Жарки, в восьми – с. Мисково. Все эти селения находились по берегам рек: Пустынь – на р. Андобе, вблизи от её впадения в р. Кострому, Бугры и Колгора – на р. Костроме, Ямково – на р. Мезе. Деревня Шода примыкала к Костромской низине, ежегодно заливаемой весенним половодьем. Разливы Мезы были не такими высокими, как происходившие южнее ежегодные разливы Волги и реки Костромы. Иаков Нифонтов, отмечая, что в весенний разлив большая часть Костромского Заречья залита водой «иногда в течение 2-х месяцев», писал, что «деревни Бугры, Шода, Пустынь и Колгора водой заливаются не надолго (не больше недели) и не глубоко
Во второй половине XIX – начале XX вв. в Мисковской волости неуклонно расширялась сеть земских школ. Вслед за старейшим училищем в Мискове, открытом еще в 1850 г., новые школы появились: в Вёжах (1868 г.), в Жарках (1876 г.), в Куникове (1879 г.), в Буграх (1905 г.), в Пустыни (1910 г.)
21 октября 1925 года было учреждено Пустынско-Шодское сельскохозяйственное товарищество по сбыту хмеля, в состав которого вошли крестьяне Пустыни , Шоды и Бугров
К концу 20-х годов все села и деревни Костромского уезда, связанные с именем Некрасова, представляли собой большие селения. В 1929 году в Спасе было 85 дворов, в которых проживало 397 человек, в Вёжах – 94 двора (400 чел.), в Ведёрках – 138 дворов (644 чел.), в Куникове – 358 дворов (1510 чел.), в Мискове – 377 дворов (1714 чел.), в Жарках – 331 двор (1548 чел.), в Шоде – 50 дворов (267 чел.), в Пустыни – 83 двора (446 чел.)628. Практически во всех перечисленных селениях (кроме Пустыни ) в 1924 году работали сыроваренные заводы. В Куникове была паровая мельница, в Пустыни – водяная мельница629. Почти везде существовали крестьянские товарищества: в Спасе (Спас-Вёжах) – Спас-Вёжевское товарищество, в Ведёрках – «Раскорчевник», в Куникове – «Хмелевод», в Мискове и Жарках – Мисковско-Жарковское товарищество. Повсеместно существовали молочные артели: в Спасе – «Спасская», в Ведёрках – «Ведерковская», в Куникове – «Куниковская», в Жарках и Мискове – «Жарковско-Мисковская», в Пустыни – «Пустынская».
В 1929 году Костромская губерния была упразднена и вместе с так же упраздненными Владимирской и Ярославской губерниями вошла в состав гигантской Ивановской области. Годом раньше упразднению подверглись старинные уезды и волости, заменённые районами и сельсоветами. К 1925 году Пустынь , Шода, Колгора, Ямково и Бугры вошли в состав Пустынского сельсовета (центр – д. Пустынь ). Тогда же Вёжи, Спас, Ведёрки, Куниково и Овинцы вошли в Куниковский сельсовет (центр – с. Куниково). Мисково и Жарки образовали Мисковский сельсовет631. Упразднение уездов и губерний стало первым шагом к началу провозглашенного Сталиным «великого перелома». Важнейшей частью «перелома» стала начавшаяся в 1929 г. насильственная коллективизация крестьянства.
Borneo:
1929-1931 гг. колхозы появились и в других «некрасовских» селениях Костромского района: «Сталинец» – в Спасе, «Красный животновод» – в Куникове, «Красная волна» – в Мискове и Жарках (в 1937 году Жарки обособились от Мискова, образовав свой колхоз «Заря коммунизма»), «Красная новь» – в Пустыни , «Активист» – в Буграх, им. Калинина – в Колгоре.
Во время «великого перелома» повсеместно в стране началось массированное наступление на религию. В конце 1929 года борьба с религией началась и в Пустынском сельсовете. 7 ноября 1929 года в Пустыни после торжественного заседания в честь 12-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции собранию крестьян было навязано постановление об ознаменовании годовщины Октября закрытием обеих церквей Пустыни (православной и старообрядческой) с последующей передачей одной под клуб, другой – под магазин635. 29 января 1930 года Президиум Костромского окрисполкома заслушал ходатайство Костромского райисполкома «О ликвидации единоверческого храма в с. Пустынь и передаче здания для школы и ликвидации старообрядческой часовни в с. Колгора с передачей помещения под красный уголок». Разумеется, постановление по данному вопросу было предрешено заранее. Президиум окрисполкома постановил: «Оба молитвенные здания как таковые ликвидировать, передав их Пустынскому сельсовету для использования по его усмотрению под культурно-просветительские нужды»
1 января 1932 года постановлением ВЦИК был ликвидирован Костромской район. Часть его сельсоветов (в том числе Куниковский и Мисковский) была присоединена к г. Костроме, образовав с городом единую административно-территориальную единицу – т. н. «горрайон». Три северных сельсовета – Пустынский, Сандогорский и Фоминский с населенными пунктами Шода, Пустынь , Колгора, Сандогора и др. – отошли в состав Любимского района. Позднее, в 1936 г., при выделении из Ивановской области Ярославской области, эти сельсоветы оказались в Ярославской области, в составе которой они и оставались вплоть до образования в августе 1944 года Костромской области.
Новый этап борьбы с «опиумом для народа» начался и в Пустынском сельсовете. Летом или осенью 1937 года в Пустыни с колокольни старообрядческой Богородицко-Казанской церкви были сброшены колокола, а настоятель церкви о. Павел Копаров арестован и приговорен к 5 годам заключения (саму церковь окончательно закрыли в 1940 г
Шода о начале войны узнала от присланного из Пустыни , из сельсовета нарочного. Уже 24 июня первые группы призывников, провожаемые плачущей родней, потянулись из Вежей, Ведёрок и Спаса в Кострому, а из Шоды, Пустыни , Колгоры – в Любим.
13 августа 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР из Ярославской области была выделена Костромская область. Для костромского некрасоведения это имело то значение, что Гаврилу Яковлевича Захарова и дедушку Мазая перестали именовать ярославскими крестьянами. К сожалению, при разделе территории к Ярославской области отошла западная часть бывшего Костромского уезда – с Некрасовским (Большими Солями) и полуразрушенным Николо-Бабаевским монастырем. Зато из Любимского района в Костромской район вернулось три сельсовета (Пустынский, Сандогорский и Фоминский), расположенных по левому берегу реки Костромы, в том числе и деревни Шода, Пустынь , Колгора и др.
В 1951 году колхозы в Пустыни , Колгоре и Шоде были объединены в единый колхоз им. Калинина с центром в Пустыни .
Во время создания Костромского водохранилища Шода и её окрестности не попали в зону затопления. Однако вскоре смертельная угроза нависла и над этим уголком Костромского района. 24 декабря 1955 года совместным протоколом Костромского райисполкома и Мосгидропроекта было решено переселить деревни Шоду и Бугры764. 5 июля 1956 г. Совет Министров СССР вынес распоряжение о переселении этих двух селений765 (чуть позже к ним добавили и Пустынь ).
Из-за задержки в связи с различными согласованиями, административная машина завертелась только в начале 1958 года. 14 января 1958 года бюро Костромского райкома КПСС и Костромской райисполком приняли особое постановление, в котором говорилось: «1) В течение 1958-1959 гг. перенести населенные пункты Шода, Бугры и Пустынь на другое место и произвести переселение граждан этих населенных пунктов в другие колхозы. 2) Переселить колхозников колхоза ”Активист” в колхоз ”Красная Сендега”, колхозников колхоза им. Некрасова (д. Шода) в колхоз ”Красный флот”* и колхозников им. Калинина в колхозы им. Ильича и ”Заветы Ленина” (…)»
Естественно, что жители Шоды, Бугров и Пустыни встретили известие о своем предстоящем выселении крайне отрицательно и сделали всё, что было в их силах, для спасения своей малой Родины
Свой вклад в борьбу за отмену решения властей внёс целый ряд местных жителей, в том числе председатель колхоза им. Некрасова М. А. Овцин**, председатель Пустынского сельсовета И. И. Зудилов и др. 15 февраля 1958 года правление колхоза им. Некрасова обратилось в облисполком с весьма резким заявлением за подписью председателя колхоза М. А. Овцина. В этом заявлении правление колхоза обвиняло райисполком и бюро райкома партии в том, что, принимая решения о выселении, они руководствовались тем, чтобы «облегчить себе руководство ввиду того, что вышеуказанные населенные пункты находятся на далёком расстоянии от центра района и не всегда можно приехать на автомашине, особенно в зимних условиях (…)». Правление просило облисполком «отменить данное решение Костромского райсовета и бюро райкома КПСС и оставить колхоз на месте»
Видимо, чтобы поставить точку в этом деле, 13 октября 1958 года Костромской облисполком принял особое решение «О переселении населенных пунктов Шоды, Бугры и Пустынь Костромского района», предписывавшее «перенести в течение 1958-1959 гг. селения Шоды, Бугры, а также село Пустынь на новые места»
июне 1959 году Пустынь и Шоду посетила приехавшая из Москвы новая комиссия, состоявшая из ответственного работника Совета Министров РСФСР В. А. Гришина и главного инженера проекта водохранилища Горьковской ГЭС Свиблова. В этот раз московские гости встали на сторону местных жителей. На состоявшемся после их возвращения в Кострому совещании в обкоме партии под председательством первого секретаря обкома Л. Я. Флорентьева члены московской комиссии выступили за то, чтобы «удовлетворить просьбу граждан» и оставить населенные пункты на своем месте
Во многом благодаря усилиям Б. А. Протоклитова вопрос о создании музея в 1966 году был вынесен на сессию Сандогорского сельского совета депутатов трудящихся. Сессия приняла решение об открытии народного музея, однако не в Шоде, а в центре сельсовета – в Пустыни . Костромской райисполком утвердил решение сессии и выделил средства на строительство нового клуба в с. Пустынь , в котором одну комнату было решено отвести под некрасовский музей
Строительство в Пустыни деревянного клуба со зрительным залом на 120 человек началось в 1967 году. Из с. Фоминского был перевезен сруб, в котором и устроили клуб, открытый летом 1969 года800. В клубе, как и намечалось, появилась т. н. некрасовская комната
С сайта http://kostromka.ru/
Borneo:
К рубежу XX и XXI вв. Шода катастрофически обезлюдела. Еще в 1980 году в ней проживало 42 человека. В 1998 году в ней официально числилось уже 13 жителей, в 2002 г. – 6, к 1 января 2008 г. – 3823. К счастью, Шоду поддерживают т. н. дачники (большинство из них местные уроженцы), приезжающие в деревню на лето и осень.
Угасла и Пустынь. Еще в 1959 году она утратила статус центра Пустынского сельсовета в связи с упразднением последнего (селения бывшего Пустынского сельсовета были присоединены к Сандогорскому сельсовету). В 1988 году в Пустыни проживало 44 человека, из которых только 4 человека являлись трудоспособными членами колхоза «Сандогорский», все остальные были старики. Последний ребенок родился в Пустыни в 1974 г. В 1988 году «Волжская новь» писала о Пустыни: «Один за другим пустеют и разваливаются крепкие, как на век рубленные дома по обоим берегам чистой красавицы Андобы. Как провалы, зияют пустые дворы, зарастающие бурьяном. Смотрит глазницами окон кирпичное здание школы, и возле него на холмике не найдёшь тропинки к обелиску в память павшим на Великой Отечественной войне пустынцам. Тропок в Пустыни вообще осталось мало – большинство её жителей только летом здесь обитают, на зиму стариков и старух разбирают по городам дети (...). Даже собак тут не слышно. Тишина опускается по вечерам, не нарушаемая ни шумом моторов, ни молодым смехом и музыкой». В 1991 году в Пустыни уже было только 26 жителей.
С сайта http://kostromka.ru/
Borneo:
По сей день там живет сестра моего деда - Казакова Надежда Яковлевна. Зимой в деревне остается всего три человека, практически отрезаных от мира.
Книги с того же сайта Костромка. Найти вживую пока не удалось
Протоклитов Б. Музей Некрасова в селе Пустынь // Молодой ленинец. 27.06.1968; Создадим музей Н. А. Некрасова // СП. 29.04.1969
Зудилов К.И. Деревня Пустынь // Костромской район: вехи истории. Кострома, 2003, с. 93.
Топникова Н. Чем живёшь, Пустынь ?// ВН. 6.08.1988
Навигация
Перейти к полной версии