Шарья – крупнейший город на востоке Костромской области, расположенный на перекрёстке федеральных автомобильных трасс, соединяющих Кировскую, Вологодскую, Нижегородскую, Архангельскую области. Город расположен на левом берегу реки Ветлуги в 319 км. к северо-востоку от Костромы и в 669 км. от Москвы. Возникновение города Шарьи во многом обязано строительству в здешних местах железной дороги в начале 20 века.
История Шарьи
Поветлужские земли, издавна населённые черемисами (марийцами), входили в Новгородское княжество. В конце 15 — начале 16 вв. при Иване III через эти территории был проложен Старовятский тракт, связавший Москву с Вяткой, а после покорения Иваном Грозным Казанского ханства, во 2-й половине 16 века, возник другой тракт, идущий от Казани к Архангельску. В месте пересечения дорог возникли небольшие деревни, которые впоследствии образовали Николо-Шангскую волость, входившую, по территориальному делению 1778 года, в Ветлужский уезд Костромского наместничества, а позднее – губернии.
Деревни Большое и Малое Козлово, Мигуново, Малое и Большое Соколово, Балдино, Васенево, Сабуриха, Корегино, Горланиха, Костино и Белозёрово легли в основу будущего города.
История Шарьи неразрывно связана со строительством в здешних краях железной дороги. На всём её протяжении через каждые 100-150 километров основывались железнодорожные станции. Одной из таких станции и стала Шарья.
Участок дороги Вологда-Вятка, который включал в себя и ж/д станцию Шарья, строился силами частных подрядчиков, но на государственные средства под контролем Министерства путей сообщения. В конце 1906 года этот участок был передан в ведение Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Официальное открытие движения по этому участку началось 24 ноября 1906 года (дата основания Шарьи), а через два месяца был издан Указ о присвоении данным линиям наименования Северные железные дороги. Их общая протяжённость составляла порядка 2000 вёрст. В 1909 году была введена телефонная связь и жезловая система. Со временем станция Шарья разрасталась: отстраивался пристанционный поселок с жилыми домами, постоялыми дворами и торговыми лавками, появился вокзал, пакгауз, паровозное депо, больница, поликлиника и начальная школа.
Железная дорога строилась достаточно быстро, учитывая ту примитивную технику, которая была при этом использована. Нужда согнала на строительство не только костромских, вятских, вологодских, но и тамбовских, и минских крестьян, а также татар, удмуртов, марийцев.
Так по имени реки Шарьи возникла станция, названная также Шарьей. По одной из версий название реки происходит от марийского «шараш», то означает «малая вода». По сравнению с рекой Ветлугой, которую черемисы (марийцы) называли Энер, что переводится как река, её приток представлял действительно малую или небольшую воду.
Дорогу к станции Шарья подводили с востока. В разобранном виде по реке Вятке доставляли подвижной состав и паровозы. От реки к городу Котельничу, где было построено временное дощатое депо, проложили железнодорожную ветку. Затем от Котельнича прокладывали дорогу к Свече и Шарье, используя подвижной состав. Первые паровозы серии «ОД» и «ОВ» без будок для машиниста были построены в Сормове. Кадры квалифицированных рабочих, в том числе машинистов, были присланы с других дорог, больше всего с Николаевской (Октябрьской) железной дороги.
В 1920 году Наркомат путей сообщения приступил к строительству железнодорожной ветки к реке Ветлуге, где создавались лесопристань, лесозавод и шпалозавод. Для строительства лесозавода было избрано место вблизи озера Голыши, лишённого, ввиду большой глубины, какой-либо растительности. Лесозавод строил трест «Севвостлес», управление которого находилось в Нижнем Новгороде, а лесопристань со шпалозаводом — Северная железная дорога. В январе 1925 года лесозавод, который имел паровую машину в 75 лошадиных сил, обрезной станок и две лесопильные рамы, был сдан в эксплуатацию.
В 1926 году была установлена вторая паровая машина. С расширением завода стал расти и посёлок Голыши. В Шарье возник леспромхоз, производивший заготовку древесины. И лесозавод, и лесопристань обслуживали потребности железной дороги в лесоматериалах и дровах.
В 1925 году волостной центр из Николо-Шанги перенесли в Шарью, население которой составляло 14,3 тысяч человек. Большинство жителей трудилось на железной дороге и лесокомбинате, вступившем в строй в 1925 году. В середине 1920-х гг. на улице Вокзальной было построено несколько коттеджей для работников станции, а в 1926 году появился целый квартал из многоквартирных двухэтажных деревянных домов неподалёку от железнодорожной больницы.
В 1929 году Шарья получила статус рабочего посёлка и стала центром Шарьинского округа и района Нижегородского края. Завершено строительство почтово-телеграфного агентства. Открыта Шарьинская типография, печатавшая единственную на весь северо-восточный округ газету, именуемую «Шарьинский пролетарий».
В 1934 году в Шарье построена городская больница и создана санэпидстанция.
В 1938 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Шарья преобразован в город.
В 1941 году построена Ветлужская поселковая больница.
На базе двухгодичной сельскохозяйственной школы в 1942 году организован Шарьинский сельскохозяйственный техникум.
В годы Великой Отечественной войны в Шарье действовало два эвакогоспиталя, сюда эвакировались жители из блокадного Ленинграда, находилось Ленинградское училище военных сообщений имени М.В.Фрунзе, переформировывалась стрелковая дивизия.
В 1945 год в городе Шарье организовался трест «Индустрой-4», в подчинении которого находились Пыщугский, Вохомский и Шарьинский стройлеспромхозы, жилищно-коммунальная контора и контора снабжения.
В 1946 году началось строительство Шарьинского домостроительного комбината. Трест «Индустрой-4» реорганизован в Шарьинский комбинат домостроения. Прежде всего создавалась строительная база: лесопильный цех, небольшая электростанция, шлако-блочный завод, бараки для общежитий строителям, 2–4-квартирные дома, школа фабрично-заводского обчения, столовая, пекарня, базы.
В 1947 году деревообрабатывающий завод взялся за производство комплексно-каркасных домов, потолочных щитов и товарного материала.
В 1950 году организована лесотехшкола. В школе проводилось обучение рабочих кадров для лесной промышленности. На базе артели «Молодая гвардия» создан первый крупный колхоз.
В 1953 году на базе ремонтных мастерских основан ремонтно-механический завод.
В 1954 году образовалось Шарьинское автотранспортное предприятие. Открыт дом культуры в поселке ДСК.
В 1958 году в городе Шарье начал свою работу завод железо-бетонных конструкций.
В 1960 году основан Шарьинский мясокомбинат. Построен Шарьинский хлебозавод. Построено новое здание почты на ул. Октябрьской. Лесокомбинат вошёл в Шарьинский домостроительный комбинат. Самостоятельным предприятием стала сплавная контора. Посёлки Голыши и ДСК слились, образовав один посёлок — Ветлужский.
В 1961 году открыта Шарьинская детская спортивная школа.
В 1963 году основано Шарьинское медицинское училище, которое готовило медсестёр и фельдшеров.
В 1964 году открыто Шарьинское педучилище.
В 1965 году введена в строй Шарьинская ТЭЦ.
В 1966 году в Шарье вступила в строй автоматическая телефонная станция, почта доставляла подписчикам более 60 тыс. экземпляров газет и журналов.
В 1967 году открыт народный музей в Доме культуры «Северный». Образована Шарьинская птицефабрика.
В 1969 году состоялось открытие детской художественной школы. Открыт новый маслосырзавод.
В 1970 году Министерство лесной промышленности создает машиностроительное предприятие «Эксмаш».
В 1971 году в Доме культуры «Северный» открылся музей — филиал Костромского историко-архитектурного музея-заповедника.
В 1972 году открыт стационар Шарьинской центральной районной больницы.
В 1973 году построено новое здание Шарьинского детского дома.
В 1975 году открыт памятник погибшим шарьинцам. Памятник сооружён на средства общественности.
В 1976 году построена новая поликлиника.
В 1977 году организовано на хозяйственном расчёте Шарьинское производственное деревообрабатывающее объединение ПДО «Шарьядрев».
В 1978 году открыта новая стоматологическая поликлиника.
В 1981 году построена турбаза «Ветлуга».
В 1994 году основано МУП «Комбинат молочных продуктов» города Шарьи.
В 1995 году открыт социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей в Шарье.
В 1999 году основано предприятие ООО «Лесопромышленный комплекс», в состав которого входят ООО «Шарьинский ДОК», «Шарьинская сплавная контора», ООО «Леспромхоз Павино», ООО «Леспромхоз Вохма».
В 2001 году начало работу ООО «Шарьинская минеральная вода». Выпускает минеральную воду «Шарьинская», питьевую воду «Ваше здоровье».
В 2002 году зарегистрировано производственное предприятие «Кроностар» как дочернее предприятие швейцарской фирмы «Кронохолдинг».
В 2005 году освящён вновь построенный Никольский храм в городе Шарье.
Шарья в настоящее время
Современная Шарья – промышленный город. Основные отрасли промышленности: энергетика, машиностроение, лесная, деревообрабатывающая, пищевая, производство строительных материалов. Наиболее крупные предприятия: ООО «Кроностар», ООО «Лесопромышленный комплекс», ООО «Эксмаш-Инвест», ООО «Шарьинский мебельный цех», ООО «Шарьинская ТЭЦ», ООО «Шарьинская минеральная вода» и другие.
Шарья – культурный центр области. Здесь имеются 6 средних школ, педагогический и медицинский колледжи, аграрный и политехнический техникумы, 2 музыкальных и 1 художественная школы, 2 дома культуры, 5 библиотек, филиал Государственного архива Костромской области, архив Шарьинского района, краеведческий музей, туристическая база «Ветлуга».
По состоянию на 1 января 2015 года численность населения Шарьи (вместе с пгт. Ветлужский) составляет 36737 человек. В городе работает местное телевидение, издается газета «Ветлужский край».
Использованные литературные источники: [80],[87].
Использованы фотоматериалы сайтов: sharya.ru, old-churches.ru
Место на карте: