История города Нея. С чего всё начиналось.
История города Неи начинается со строительства железнодорожной станции Нея. До 1900 года на месте города Неи стояла вековая тайга, сюда не ступала нога человека.
Лес — богатство Костромского края, который давно привлекал к себе взоры промышленников России. Когда было отменено крепостное право, помещики, лишившись доходов с крестьян, стали широко эксплуатировать свои леса. Началась хищническая вырубка их в основном вдоль рек, так как реки служили путями вывоза леса. Лесные же массивы в междуречье оставались нетронутыми.
Сложившаяся к концу 19 века внешнеполитическая обстановка на Дальнем Востоке и развитие торгово-производственных связей центра России с Сибирью поставили вопрос о строительстве железной дороги, которая связала бы центр России с Сибирью.
Первоначальный проект дороги предусматривал её прокладку из Вологды через Солигалич, Кологрив на Вятку. Но видный царедворец Сипягин, имевший большое влияние в Петербурге и владевший огромными дачами под городом Буем, заинтересованный в продаже своего леса, добился изменения трассы дороги, и она прошла через Буй, Галич, Вятку.
Общее направление железной дороги совпадало с древним торговым трактом, связывавшим когда-то центр России с Сибирью. По территории Нейского района этот тракт проходил из Парфеньева через Солтаново, Николо-Торжок на город Унжу.
Строительство дороги началось в 1903 году. Тысячи рабочих, привезённых из Тамбовской, Казанской, Минской губерний, в неимоверно тяжёлых условиях строили дорогу. Вооружённые примитивными средствами механизации — тачками, грабарками, живя в землянках и бараках, построенных вдоль дороги, они работали здесь среди лесов и болот. Стихи Н.А. Некрасова и картины художника К.А. Савицкого могут дать представление о тех тяжёлых условиях, в которых жили и работали строители железной дороги. Несмотря на трудности, темп строительства дороги был высоким. В конце 1905 года пошли первые товарные поезда. В 1906 году дорога была построена, и с декабря 1906 года по ней открылось регулярное движение поездов. Пропускная способность её была 18 поездов в сутки.
Через 100–120 километров располагались большие станции (Буй, Николо-Полома, Шарья, Свеча и другие), служившие пунктами технического обслуживания: здесь происходила смена бригад, менялись паровозы и прочее, — а между ними были построены разъезды и полустанки. К числу таких полустанков относилась и Нея.
Место для станции было выбрано в 2,5 километрах от реки Неи, среди лесов и полей деревни Дорофеево, и этот выбор места был продиктован топографическими условиями и градостроительными требованиями. Тогда уже проектировщики предусмотрели, что пристанционный посёлок будет расширяться в сторону реки Неи.
Типовое деревянное здание вокзала, несколько домов и небольшой пакгауз составляли станцию. Вдоль железной дороги было построено много лесопильных заводов (у станции Лопарево, Николо-Поломы, Неи, Мантурова и других), и началась усиленная вывозка леса.
Сразу же сюда, в Нею, из Москвы стали приезжать купцы и лесопромышленники. Первыми приехали четыре брата Свешниковы. Они скупили 1100 десятин земли под лесом и занялись его рубкой и трелёвкой.
С постройкой железной дороги англичанин по фамилии Стивени купил земли сто десятин под лесом, построил первый на территории будущего города Неи завод для переработки древесины. Этот завод сейчас называют «лесозаводом № 8» (лесозавод Нейского леспромхоза). К 1911 году в Нее на берегу реки был построен ещё один лесопильный завод — завод «Музлесдрев». Два лесопильных завода имели 6 лесопильных рам, производивших в год 18 888 кубических метров пиломатериалов.
Многие годы Нея имела статус поселка. Удобное географическое положение поселка (река Нея, железная дорога, лесные богатства) способствовало развитию в нем лесопильной и деревообрабатывающей промышленности. Кроме этого, получило развитие производство на базе переработки местного сырья: льна, картофеля, продуктов животноводства.
Наряду с посёлками при железной дороге и заводами в состав будущего города вошёл ряд деревень — Осташево, Максаково, Лаврово, Ивановское, Борисово. Ближайшей к станции была деревня Дорофеево, полученная окольничим М.М. Салтыковым в составе Коткишевской волости за оборону Москвы от поляков в 1628 году. В конце 17 столетия в качестве приданого за его внучкой она перешла в руки М.П. Римского-Корсакова и позже оставалась в собственности этого рода. В 1926 году сросшиеся между собой поселения были административно объединены в один посёлок, который в 1929 году стал центром Нейского района.
В 20-30 годы 20 века Нея входила в состав Иваново-Вознесенской губернии Ивановской промышленной области, Ярославской области. С 1944 года – в составе Костромской области.
В годы Великой Отечественной войны в Нее находилась военная база, которая выполняла задачу по обеспечению войск артиллерийскими боеприпасами. На фронт отправлено 387 эшелонов боевого имущества. В 1941 году в Нее действовал эвакуационный госпиталь.
Станция Нея выделялась своим грузооборотом среди других станций. За год она отправляла до 400 тысяч тонн грузов, в основном лесоматериалов. Таким образом, город Нея возник на базе лесного посёлка, со временем ставшего одним из центров лесопиления в Костромской области. Он известен и как станция Вологодско-Вятской железной дороги. С каждым годом он рос и расширялся, увеличивалось количество населения. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 28 февраля 1958 года рабочий посёлок Нея преобразован в город.
В 1967 году в городе Нее построена средняя школа №1.
В 1987 году открыта станция юных техников, а в 1989 году – краеведческий музей.
В 2007 году на строящемся Свято-Спиридоновском храме установлен и освящён купол с крестом.
Численность населения города Нея Костромской области
Город Нея занимает восьмое место среди населенных пунктов Костромской области по численности населения. В Нее сейчас проживает немногим более 9 тысяч жителей. Наибольшее количество проживающих насчитывалось в городе в конце 60-х – начале 70-х годов 20 века. Начиная с начала 90-х годов 20 века, наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности населения. Так, за последние 25 лет количество жителей Неи сократилось практически на треть. По темпам убыли населения за последние годы город Нея занимает одно из первых мест в Костромской области.
Год |
Число жителей |
Год |
Число жителей |
1959 |
13446 |
2009 |
10821 |
1970 |
14416 |
2010 |
10746 |
1979 |
12676 |
2011 |
9787 |
1989 |
13291 |
2012 |
9587 |
2000 |
12200 |
2013 |
9377 |
2002 |
11506 |
2014 | 9242 |
2008 |
10898 |
Современная Нея
Железнодорожная линия разрезает территорию города на две части. Центр расположен в северной его половине, на стороне железнодорожной станции. Большая часть территории в южной половине города занята предприятиями, крупнейшими из которых являются завод № 8, около которого сохранился клуб имени 1 Мая, возведённый в 1930-е гг. в традициях конструктивизма, и завод резонансной древесины «Музлесдрев».
По территории города протекают реки Нея и Нельша. Значительная часть городских земель, прилегающих к руслам рек, заболочена. Природные условия оказали влияние на размещение промышленных предприятий и жилых микрорайонов города, который растянулся вдоль железной дороги на 8 километров. Не случайно до 60-х годов городское строительство шло без плана, стихийно, по мере роста деревообрабатывающих предприятий.
Сейчас в городе Нее действует 14 промышленных предприятий различных форм собственности. Здесь функционируют магазины, предприятия общественного питания, 8 дошкольных учреждений, музей, 3 библиотеки, общеобразовательные школы, городской архив.
Использованные литературные источники: [3], [80], [87].
Выражаю благодарность группе «Вконтакте» «Символ Нейского края» за предоставленные фотоматериалы.
Место на карте: