Преподобный Никита Костромской (Радонежский, Серпуховский, Высоцкий, Боровский)
У города Кострома есть свой небесный покровитель, святой старец Никита, основатель Богоявленско-Анастасиина монастыря. Своими подвигами и трудами прославился он не только в Костроме, за свою долгую благочестивую жизнь он подвизался в нескольких местах, и эти места его подвигов были прославлены вместе с его именем. Его называют Никитой Радонежским, Никитой Серпуховским, Никитой Высоцким, Никитой Боровским, Никитой Костромским. По этим святым местам и мы пройдём мысленно при изучении его жития и подвигов.
Старец Никита родился в 1365 году в Ростове, в семье благочестивых христиан, и при рождении был наречён именем Иоанн. Считается, что его семья принадлежала к роду знатных ростовских бояр и состояла в родстве с преподобным Сергием Радонежским. Иоанн был обучен грамоте, и, видя перед собой пример боголюбивого своего сродника, стремился с юности к познанию Бога и исполнению Его заповедей. Обитель преподобного Сергия была местом, куда люди тянулись со всех сторон в поисках пути спасения. Сейчас трудно себе даже представить, как один святой человек мог зажечь верой столько душ человеческих, что они оставляли всё и приходили в его обитель, чтобы стать его учениками. Иоанн также ходил в Троицкий монастырь к преподобному, а затем и поселился там. Он выполнял послушания в трапезной, носил дрова, воду, пёк просфоры, переписывал «Лествицу» Иоанна Лествичника. Преподобный Сергий был наставником и примером веры, любви, смирения, упования на Бога для него и остальных братьев обители. При пострижении Иоанна в монахи с именем Никиты преподобный Сергий благословил его следующими словами: «Отныне, монах Никито, предаю тебя в руки Божии. Всемилостивый Господь да будет тебе Заступником. Гряди в Серпуховскую Высоцкую обитель. Господь призывает тебя к трудам, а после отшествия моего к Богу гряди на север, для основания в Костроме Святой обители». По слову своего наставника монах Никита направился в Серпухов, где помогал своими трудами и молитвами в устроении Высоцкого монастыря, где он стал духовником для братии. В 1395 году, после смерти настоятеля монастыря преподобного Афанасия Младшего, иеромонах Никита стал игуменом этой обители.
В течение 19 лет служил преподобный Никита в Серпуховском Высоцком монастыре в сане игумена. Обители пришлось пережить разорение во время нашествий хана Едигея в 1408 году и литовского князя Свидригайло в 1409 году. Это было особенно трудное испытание, ведь кроме обычных служебных и молитвенных трудов прибавились труды по восстановлению монастыря и помощи окрестным разорённым крестьянам. Но игумен Никита поддерживал братию и с любовью наставлял. С 1410 года преподобный Никита помогал в устроении другой обители, основанной на высоком холме у реки Протвы возле города Боровска и получившей название Высоко-Покровского или Боровского Высоцкого (Высокого) монастыря. В 1414 году преподобный Никита упросил отпустить его удалиться в эту пустынную обитель, чтобы там в уединении продолжить своё служение Богу. Согласно его житию, через некоторое время он стал настоятелем этой обители. Здесь под духовным руководством преподобного возрастал в иноческих подвигах другой русский святой,Пафнутий Боровский.
В 1421 преподобный Никита оставил обитель и пришёл в Троице-Сергиев монастырь, где прожил 5 лет, а затем, как и завещал ему преподобный Сергий, отправился на север в Кострому. В 1426 году вблизи города Кострома, в лесу, старец Никита основал Богоявленский мужской монастырь, которым управлял 24 года. Скончался старец в 1450 году, в глубокой старости. Долгая и трудная жизнь святого закончилась мирно в 3-й день Богоявления. Его молитвы и утешение помогали всем приходившим к нему за помощью, среди которых были и монахи, и миряне, и знатные люди, и простые крестьяне. Жизнеописание преподобного Никиты говорит, что он много времени проводил в усердных молитвах Богу, а лицо его всегда было мирно и радостно. И в наши дни люди обращаются к его молитвенной помощи. Люди приходят поклониться его святым мощам в теперь уже обновлённом Богоявленско-Анастасиином женском монастыре города Костромы.
Использованные литературные источники: [85].