Преподобный Авраамий Городецкий, Чухломский и Галичский чудотворец
Преподобный Авраамий был и остается великим русским подвижником, молитвенником и покровителем, прославившимся своими подвигами на Костромской земле. Он был одним из учеников преподобного отца Сергия Радонежского, распространявших евангельские истины и свет Христов на Руси. Оставив мир ради служения Господу, он прославил Его имя своими добродетелями и чудесами, и верующие и сегодня приходят к его гробу, прося его молитвенной помощи в различных духовных и житейских нуждах.
Житие преподобного не сообщает, откуда родом был святой, но из него мы узнаем, что он был сыном верующих родителей и сам с юных лет возлюбил Бога всем сердцем, и душа его стремилась к исполнению заповедей и следованию Слову Божиему. В поисках духовного наставника он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и умолил принять его в ученики. Так начался его иноческий путь. Преподобный Авраамий много трудился в обители, выполняя различные послушания, ночи проводил в молитвах и богослужениях, в непостижимой для нас борьбе за чистоту своего сердца и спасение. По благословлению святого Сергия несколько лет Авраамий провел в совершенном безмолвии и после этого стал просить своего духовного наставника отпустить его в безлюдные места, чтобы там продолжать свои подвиги. Святой Сергий благословил и наставил Авраамия, и, помолившись, инок оставил обитель и отправился в путь.
Около 1350 года Господь привел преподобного в Галичские земли, и он поселился на северном берегу Галичского озера, напротив города Галича. Там он проводил время в молитвах и безмолвии, и какое-то время местные жители не знали о поселившемся в их местах подвижнике. Места эти были дикие и покрытые лесом. Здесь святому была явлена икона Божией Матери, которую он обнаружил на дереве. На месте явления этой иконы Авраамий затем основал церковь, в которой и молился Богоматери перед ее образом.
Святому не удалось укрыться от людей, они узнали о том, что в их местах поселился монах и подвижник, и галичский князь Дмитрий Федорович через своих людей умолил отшельника прийти с иконой в город. Его долго просили, и в итоге инок смиренно согласился и по озеру в лодке прибыл в Галич, где его встречал князь, священнослужители и другие люди города. Икона была установлена в одном из соборов, где от нее множество верующих получили исцеление, а преподобный много и с любовью наставлял жителей в Слове Божием. Затем он вместе с иконой отплыл обратно, но с тех пор князь стал много покровительствовать ему, прислал мастеров для постройки храма, и все больше верующих приходили к Авраамию, а некоторые и оставались в обители. Так был основан первый монастырь на Галичской земле, получивший название Преподобной Богородицы Ново-Озерского монастыря (село Умиленье Галичского района). Первый храм был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Монастырь просуществовал до 1773 года, затем был закрыт, и его храмы стали приходскими.
Когда жизнь обители устроилась, Авраамий захотел снова удалиться от людей и отправился дальше в поисках уединенного места. Он нашел его в нескольких километрах, у небольшого озерца, но и здесь не удалось ему долго молиться в уединении. Братия искали его, и, найдя, молили принять их. Авраамий согласился, и там была построена монахами церковь во имя Положения пояса Пресвятой Богородицы и основана Великая пустынь. Этот монастырь не сохранился до наших дней, он был упразднен в 1764 году. Сейчас на этом месте находится село Озерки Чухломского района.
Авраамий по-прежнему желал уединения и по устроении жизни Великой пустыни отправился дальше. Он поселился в красивом месте на реке Виге. И здесь нашли его ученики, ищущие спасения, и снова просили разрешить им остаться с ним. Он с любовью принял их. Число братии постепенно умножалось, ими была построена церковь во имя Собора Пресвятой Богородицы, а сама обитель получила название Верхней пустыни. Эту обитель Авраамий также оставил на одного из своих учеников, а сам вновь отправился искать пустынножительства и безмолвия. Верхняя пустынь была закрыта в 1764 году, как и многие другие монастыри в то время. Церковь стала приходской. Обитель существовала на месте села Коровье Чухломского района.
Оставив Верхнюю пустынь, преподобный прошел несколько километров в поисках нового места для своего подвига и нашел его на берегу Чухломского озера. Он поселился в красивом месте под горой, где продолжал молиться и безмолвствовать. Ученики вновь стали приходить к нему, и святой принял их, наказав им построить обитель на горе, а сам продолжал молиться в уединении под горой. Братия иногда приходила к нему за советом и спасительным Словом. Они стали просить Авраамия построить для них церковь, он согласился, и приступили к постройке нового храма, церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Когда люди прослышали о постройке храма, стали приходить отовсюду и монахи, и миряне. Общими усилиями был построен храм, а затем трапезная, кельи и прочие строения монастыря. Согласно житию преподобного, еще при его жизни число братии возросло до ста человек.
В молитвах и трудах и воздержании продолжал житие святой подвижник в новой обители, молясь о спасении своей души, своей братии и всего мира. Однажды он созвал братию и благословил, и наставил их, передал руководство обителью добродетельному ученику Иннокентию, а сам отошел на некоторое расстояние, где и стал безмолвствовать, как того давно искала его душа. Предвидя за шесть месяцев свою смерть, Авраамий укрепил свой подвиг, стал каждую неделю причащаться святых и животворящих Христовых таин. Затем он заболел и призвал к себе через своих учеников игуменов тех монастырей, которые он основал. Святой беседовал с ними, «наставил их довольно, завещая им непреткновенно пребывать в православии, хранить единомыслие друг с другом, иметь душевную и телесную чистоту и нелицемерную любовь, отлучаться от злых и скверных похотей, в пище и питье соблюдать воздержание, украшаться же смирением и не забывать страннолюбия, удаляться прекословия и ни во что вменять честь и славу этой жизни, а вместо них ожидать от Бога воздаяния и небесных благ».Святой благословил их и предал заботу о них в руки Господа и Пречистой Девы. В день смерти он причастился тела и крови Господа Иисуса Христа. Потом долго молился о своих учениках, и мирно отошел к любимому им Господу. Сразу после смерти от его тела разнеслось чудесное благоухание. Братия и игумены оплакивали смерть преподобного, как сироты потерявшие своего отца. Преподобный Авраамий был похоронен здесь же в обители, и мощи его и в наши дни хранятся там. Многие исцеления и чудеса произошли помолитвам святого от его мощей: исцеления расслабленных, слепых, страдающих болезнями и одержимых злыми духами. Преставление преподобного произошло в 1375 году, день его памяти совершается в день его смерти 20 июля (2 августа по новому стилю). Мощи преподобного Авраамия пребывают под спудом в крипте под собором Умиления Городецкого Авраамиевого монастыря в селе Ножкино Чухломского района. Сохранился и покров с раки преподобного и точный список с чудотворной иконы Божией матери «Умиление», хранящиеся в монастыре.
Использованные литературные источники: [84]