Гришино — одна из немногих хорошо сохранившихся усадеб на территории Костромской области. Находится в западной части Галичского района, неподалеку от села Унорож.
Первое упоминание в документах о сельце Гришине, находившемся тогда в стане Кушка Галичского уезда, относится к 1786 году. С конца 17 века оно входило в состав вотчины, принадлежавшей Нелидовым. Центр этой обширнейшей вотчины находился в селе Вознесенском. После раздела между Нелидовыми часть этой вотчины перешла по наследству дворянам Полозовым, Юрьевым, Тютчевым и Лихаревым. В перечне землевладельцев Галичского уезда конца 18 века имеются упоминания о дворянках Екатерине Тютчевой и Фекле Полозовой, владевших крестьянами и землями в сельце Гришине. За Екатериной Тютчевой было записано само сельцо и 5 душ крестьян в селе Вознесенском, за Феклой Полозовой – 11 душ женского пола и 10 душ мужского пола из Гришина. В более поздних источниках Гришино всё чаще упоминается как деревня.
В конце 30-х годов 19 века Гришино покупает капитан П.А.Микулин. В деревне строится свечной сальный завод, жилой флигель и каменные амбары. П.А.Микулин владел Гришиным до 1874 года. Не сохранилось сведений о точной дате продажи имения П.А.Микулиным коллежскому советнику Н.А.Борисенко, но, похоже, что это случилось в начале 80-х годов 19 века. Косвенным подтверждением данного факта могут служить сведения Костромского депутатского дворянского собрания, где указано, что Н.А.Борисенко в 1883 году всё ещё проживал в городе Кологриве.
Н.А.Борисенко являлся попечителем Унорожского земского училища и был товарищем прокурора Костромской губернии. Именно при Н.А.Борисенко и был создан сохранившийся до наших дней усадебный комплекс, разбит парк и выстроен дом. Согласно сведениям В.Магницкого, который обследовал здешние здания в конце 1918 года, усадебный дом был перестроен из свечного завода, купленного у П.А.Микулина. Однако натурные обследования, проведенные во время экспедиции 2001 года, позволяют сделать вывод, что здание было построено единовременно и перестройка его была сделана значительно позже, уже в советские годы. Кроме главного дома, в усадьбе были каменные амбары и флигель. По крайней мере, одна из построек оставалась в усадьбе еще со времен старых хозяев Микулиных, так как на ней, согласно Магницкому, сохранялась надпись «Свечной сальный завод». Можно предположить, что свечной завод был переоборудован в жилой флигель, который не сохранился до настоящего времени.
Усадьба Гришино расположилась по обоим берегам и в долине реки Тойги. С востока к ней примыкают поля, к южной и северной границам – лесные массивы, с запада она соседствует с покосными лугами. Главный дом был выстроен вблизи берегового откоса, почти на самом его краю. Он является композиционным центром усадьбы. Его npямоугольный в плане объем вытянут вдоль оси север-юг. Первоначально он был, видимо, кирпичный одноэтажный с полуподвалом, но позднее был надстроен вторым деревянным этажом. Несовпадение оконных осей первого и второго этажей, утилитарный характер архитектуры последнего свидетельствуют о том, что второй этаж был, скорее всего, выстроен или тщательно перестроен в советское время. В этот же период появились одно- и двухэтажные пристройки к основному объему здания.
Архитектура первоначального кирпичного этажа в духе классицизирующей эклектики отличается оригинальностью. Центральные части протяженных восточного и западного фасадов выделены ризалитами с тремя арочными проемами и акцентировались четырехпилястровыми портиками тосканского ордера. Фасады ризалитов, в отличие от остальных частей здания, оштукатурены. Центральный арочный проем на западном фасаде является входным (ныне он закрыт поздней пристройкой), а отвечающий ему центральный проем ризалита на восточном фасаде выводил на утраченную ныне террасу, обращенную к парку (сейчас он превращен в окно). Объем дома окружен выступающим цоколем, прорезанным прямоугольными окнами полуподвала, и завершен развитым венчающим (ныне междуэтажным) карнизом с лентой гладкого фриза. Стены здания равномерно прорезаны высокими прямоугольными окнами в рамочных штукатурных наличниках, каждое из которых фланкировано пилястрами, создающими богатую игру светотени на фасадах. Пилястры — ведущий элемент убранства фасадов дома — опираются на цоколь здания и зрительно поддерживают архитрав венчающего карниза. Они имеют высокие базы, которые заканчиваются на уровне оконных проемов и вместе с прямоугольными подоконными нишами составляют дополнительный горизонтальный пояс, вторящий цоколю. Огибающие пилястры на углах здания сильно выступают за плоскость фасадов и имеют самостоятельные завершения в виде уступов кирпичной кладки.
Интерьеры дома перепланированы, однако две сохранившиеся поперечные капитальные стены с первоначальными дверными проемами свидетельствуют о том, что вдоль протяженных фасадов здания располагались две анфилады помещений, выходящих, видимо, в расположенный по продольной оси коридор. Сохранились отдельные элементы убранства интерьера — тянутые карнизы, потолочные розетки, а также кирпичные обмазанные и побеленные печи.
Несколько южнее дома, на подработанной береговой террасе, стоял флигель, не дошедший до сегодняшнего дня. Насколько можно судить по размерам сохранившегося в земле на этом месте кирпича, он был построен одновременно с главным домом и соответственно не мог быть тем самым свечным заводом. Небольшая деревянная служебная постройка, расположенная несколько западнее главного дома и почти за пределами парка, на выезде из него, относящаяся, видимо, к началу XX века, также не подходит на эту роль.
Основной хозяйственный блок усадьбы располагался на противоположном берегу. Здесь сохранился дом управляющего – скромное прямоугольное в плане здание под двускатной крышей с кирпичным побеленным первым этажом и деревянным обшитым тесом вторым.
Судя по возрасту сохранившихся здесь насаждений липы мелколистной, вяза, березы бородавчатой, ели обыкновенной, в основном превышающему 140-150 лет (данные на 2001 год), можно предположить, что это и есть самая древняя часть усадьбы, а соответственно и свечной завод, надо полагать, располагался именно здесь, на левом берегу Тойги. Эта территория окружена по периметру рядовыми посадками насаждений и соединена с основной территорией усадьбы парковыми дорожками и транспортной дорогой хозяйственного назначения, проходящей по оврагу, спускающейся в долину, где она делает плавный изгиб между двух рядов старых вязов, пересекает речку по несуществующему уже мосту и взбегает по оврагу, ограничивающему с юга.
Усадебный парк расположен по краю плато коренного берега и в долине речки Тойги. Южнее главного дома располагалась наиболее развитая, регулярная часть парка, а в долину речки Пойги спускалось его пейзажное продолжение. Верхняя часть парка представляла собой регулярные посадки древесных и кустарниковых насаждений, не имеющих единой композиционной оси. Смешение рядовых и аллейных разнопородных посадок, открытых боскетных и партерных пространств позволяет отнести формирование комплекса к периоду эклектики.
Участки кромки плато, на которые выходят лучи основных аллей парка, закреплены полукруглыми видовыми площадками, с которых открываются перспективные виды на долину речки Тойги и камерные виды тальвега оврага, ограничивающего усадьбу с юга. В нижней части оврага был создан небольшой вытянутый пруд. Аллея, рассекающая эту часть парка на две половины по линии запад-восток, восточным концом выходила на узкую вытянутую террасу, завершенную округлой видовой площадкой, обсаженной по периметру березой и елью. Здесь, судя по результатам шурфовки, располагался парковый павильон.
Перед восточным фасадом главного дома размещался небольшой цветочный партер, от которого был организован спуск в долину речки Тойги посредством небольшой прорезки в кромке подработанной террасы. Партер с севера и юга, по линии соответственно северного и южного фасадов дома, отсекался от окружающего пространства рядовыми посадками декоративных кустарников, в частности, сирени и акации кустарниковой. Сюда из дома выходила несохранившаяся терраса с лесенкой. Здесь еще видны следы выпуклых клумб, а также местоположения скульптур, стоявших слева и справа от террасы.
На север от главного дома расположено обширное открытое пространство — партер, имеющий форму четкого прямоугольника (120х50 м) и ограниченный с запада и востока рядовыми посадками ели и березы, а с севера оврагом. Со стороны дома территория партера также отсекалась кулисами, выполненными рядовыми посадками хвойных — ели и сосны. Прежде регулярно выкашиваемая территория партера вполне могла использоваться для проведения популярных во второй половине 19 – начале 20 века игр и аттракционов – гигантские шаги, лаун-теннис, крикет и т.д.
В долинную, нижнюю, часть парка имеется еще один организованный спуск, по прорезке, сделанной в склоне вдоль южного фасада флигеля. В этом месте парковая дорожка, обогнув флигель, сбегала в долину и, разветвляясь, расходилась в разные направления, соединяясь с дорожками, идущими от других спусков, пересекала по небольшому мостику речку. Долинная часть парка была организована в пейзажном стиле. Живописно извивающаяся Тойга создала прекрасные возможности для формирования здесь интересных по композиции решений пространства отдельных участков парка. Здесь, как, впрочем, и в верхнем парке, на наиболее ответственных участках и видовых раскрытиях высажены в солитерных посадках хвойные насаждения. Береговая кромка была подбита цветочными кустарниками — роза колючейшая, спирея дубравколистная Куртины из кустарника также украшали и открытые пространства излучин реки. Изрезанные оврагами склоны берега, свободно бегущие по рельефу дорожки парка, лаконичные, но четко выверенные посадки древесных и кустарниковых насаждений в группах и солитерно делали это участок парка очень живописным. Здесь, в отличие от верхней части парка, отсутствуют какие-либо геометрические построения, «рукотворная естественность» преобладает над всем.
В этой усадьбе, как и во многих других парках этого периода, делалась ставка на разнообразие видов насаждений, тем более, что ассортимент, предлагаемый фирмами-производителями семян и саженцев, исчислялся тысячами наименований. Растения можно было приобрести самому в представительствах фирм, выписать по почте, заказать с доставкой на дом. И многие, несомненно, пользовались этими услугами. К ним нужно отнести и владельцев Гришина, Если судить только по сохранившимся цветочным кустарникам и травянистым декоративным парковым растениям, хозяева Гришина придавали этой стороне оформления усадьбы большое значение и тратили немало времени. Так, в парке произрастает акация желтая, акация кустарниковая, спирея дубравколистная, лещина, роза колючейшая, шиповник, чубушник, а из травянистых недотрога железконостная, девясил, гвоздика бородатая, колокольчик персиколистный, земляника душистая, бутень душистый, водосбор обыкновенный.
В усадьбе велось интенсивное сельское хозяйство, в основном животноводство. Для чего были выстроены соответствующие хозяйственные строения, располагавшиеся на левом берегу реки Тойги, южнее дома управляющего. Хозяйственный комплекс не сохранился.
После Н.А. Борисенко усадьбу наследовал один из его сыновей – А.Н. Борисенко, служивший членом палаты уголовного суда и земским начальником в Галичском уезде. В 1906 году усадьба Гришино с землей по документам значилась за ним.
В 1918 году усадьба была национализирована, имущество конфисковано. Последний владелец усадьбы А.Н. Борисенко переехал в Галич, служил народным судьей. Умер около 1938 года. Мать и сестра его были выселены в усадебный флигель. В усадьбе в 1918 году был открыт социалистический клуб, в распоряжение которого были переданы многие конфискованные в усадьбе предметы быта, мебель, книги. Владельцы усадьбы собрали в Гришине прекрасную библиотеку, среди книг которой было немало редких и ценных изданий. Особый предмет гордости хозяина составляла коллекция монет.
В послевоенное время бывшее усадебное здание было перестроено под неполную среднюю школу. В 1933-1935 г.г. усилиями колхозников был надстроен второй деревянный этаж.
В 1937 год был образован пионерский лагерь на 130 ребят.
В 1992 году Гришинская неполная школа была закрыта, и с этого времени здание пустует и разрушается.
Незаметное перетекание от геометрических структур к пейзажным, свободное расположение строений в природном окружении, разнообразие видовых композиций и планировочных форм — все это чрезвычайно ценимые романтизмом принципы, лежащие в основе построения этого комплекса меланхолия, сентиментализм, желание остаться наедине со своими мыслями в мире частного человека — вот основа его концепции. Одновременность формирования комплекса, выдержанность стиля, чистота в исполнении, если, конечно, эти понятия вообще применимы к эклектике, его относительно неплохая сохранность делают эту усадьбу одним из лучших образцов малого усадебного комплекса на сегодняшний день на территории Костромской области.
Использованы фотоматериалы с сайта: http://ojkumena-od.blogspot.ru/
Использованные литературные источники: [1],[3],[75],[94].
Место на карте: