Собор Рождества Богородицы – самый выдающийся памятник архитектуры в Солигаличе с необычной строительной историей, отразившейся на своеобразном художественном облике храма. Собор расположен в центральной части города на обширной площади. Является одной из главных архитектурных доминант Солигалича, играет важнейшую роль в панорамах города, особенно со стороны реки Костромы. На этом месте в 1 половине 17 века существовала деревянная церковь, в некоторых документов, именовавшаяся соборной. Женский монастырь был основан здесь в 60-х годах 17 века и тогда же началось строительство собора Рождества Богородицы на средства царицы Марины Ильиничны Милославской, жены царя Алексея Михайловича. В 1669 году, когда были выложены стены храма до сводов, сооружение было прекращено из-за отправки работавших здесь каменщиков в Архангельск на строительство гостиного двора. Кроме того, причиной могла послужить и смерть Марины Ильиничны весной этого года. В 1694 году во втором ярусе колокольни был устроен придел Авраамия Городецкого, но в конце 17 века собор так и не был завершен. В 1764 году монастырь был упразднен, храм был обращен в приходской и вскоре стал городским собором. Казначея и одна монахиня отсюда были переведены в Галичский Староторжский монастырь.
Строительство возобновилось только в 1792 году по инициативе и на вклады Ф.И.Нащокина. Работы, как предполагают, производились артелью каменщиков из Великого Устюга. Тогда были укреплены обветшавшие конструкции первоначального здания, выложены своды и возведено пятиглавие. В 1794 году основные работы были завершены, но отделка интерьера продолжалась ещё в течение 10 лет. Росписи были выполнены живописцами из Палеха, а иконостас позолочен московскими мастерами. Храм, ставший городским собором, был освящен 19 марта 1805 года. Во время городского пожара 1808 года собор пострадал несильно: выгорели оконные рамы и полы. В 1821 году в стенах собора образовались трещины, в связи с чем в 1822 году по проекту, составленному губернских архитектором Н.И.Метлиным, с восточной стороны собора подрядчиком Пасхиным были выложены контрфорсы. Возможно, к тому же времени относится палатка в углу между северным приделом и колокольней.
Вот как повествует о Рождественском соборе помещик И.П.Корнилов, путешествовавший из Костромы до Соль-Галича в 1862 году:
«В той же части города, где соляные ключи, есть два замечательных храма: приходская церковь Воскресения Христова и большой двухъярусный собор Рождества Христова. Собор был сначала женским монастырем, построенным в 1664 году по велению царицы Марии Ильиничны. О дате постройки храма имеется надпись на серебряном кресте со святыми мощами, присланным в дар царем Федором Алексеевичем. В огромном здании собора, поражающем своей неуклюжей массивностью и толщиной стен, кроме главного, холодного храма Рождества Христова имеется три придела: внизу в сводах, под главным храмом, в бывшей общей трапезной женского монастыря. Иконы в этой церкви старинные, без окладов, пожалованы, говорят, царями. Значительное место в этом приделе занимают две громадные толстостенные печи, которые могут свободно вместить по крестьянскому возу дров каждая. Эти уродливые печи нельзя топить в одно время потому, что тепло в таком случае уносится вверх и вовсе не согревает церкви. Вообще зимой здесь тепло, а летом настоящий погреб. Другой придел также внизу в сводах, низенький и теплый — Рождества Богородицы. Наконец, третий придел устроен на лестнице, ведущей на колокольню. В ризнице собора хранятся: крест с мощами времен Иоанна Грозного, Евангелие и Апостол времени Петра Могилы и патриарха Никона».
Существующие два верхних яруса колокольни с шатром были построены в 1887 году на средства П.М.Михалева. Пояснительная записка к проекту 1886 года на возведение двух новых ярусов колокольни была составлена архитектором Ивановым, который, возможно, и являлся автором проекта. До этого колокольня, судя по описанию 1701 года и акварели середины 19 века, также имела шатровое завершение. В конце 19 века пристроена северная паперть. Помимо главного престола и придела Авраамия Городецкого, в соборе были северный придел Рождества Христова и Покровский придел в подклете. В 1925 году собор был закрыт и приспособлен под различные учреждения, часть его помещений занимал музей. В 50-х – 80-х годах 20 века в соборе проводились незначительные реставрационные работы.
Причт Богородицерождественской Соборной церкви в начале 20 века состоял из протоиерея, двух священников и двух псаломщиков. При соборе находилась церковно-приходская школа и 2 министерских в приходских деревнях, коих насчитывалось 16. Приход собора в то время насчитывал почти 2,5 тысячи человек.
Использованные литературные источники: [77],[82],[104].
Использованы фотоматериалы сайта: deni-spiri.livejournal.com
Место на карте: