Благовещенская церковь села Унорож Галичского района Костромской области
Возвышенность в излучине реки Тойги была обжита очень давно. В X-XI веках здесь располагалось поселение костромской мери – финно-угорского племени, а в XII-XIII веках на его месте было устроено древнерусское укрепленное городище. В конце XIV-начале XV века за валами городища обосновался небольшой Благовещенский монастырь с деревянными постройками, просуществовавший до середины XVIII столетия. Монастырь вошел в историю как место пострига в 1449 году будущего митрополита Московского Ионы, который способствовал примирению галичских князей с московскими в их междоусобной войне.
В «Житиях Святых» Дмитрия Ростовского пишется так: «Св. Иона был родом из Галичской земли. Он родился от благочестивого отца по имени Федора и в 12-ти летнем возрасте в одном из монастырей галичской земли облекся в иноческий образ, затем он пришел в Москву, в Симонов монастырь, где долго трудился в монастырских послушаниях». В других же монастырях Галичской земли (Паисиев, Заозерский) никакого упоминания об Ионе нет. Пребывание Ионы в Унорожском монастыре подтверждается и другими данными. Так его отец Федор Одноуш имел обширные торговые связи и близкое духовное содружество с Московской епархией, а Унорожский монастырь принадлежал этой епархии. В Костромской губернии праздник Ионина дня отмечался только в деревне Одноушево, на родине его, и в деревне Монастырское в 2 км. от села Унорожа, принадлежащей некогда Унорожскому монастырю. В этой деревне до 1937 года стояла часовня, чего не было ни в одной деревне в округе. Вскоре после Московского послушания Иона стал в 1430 году епископом Рязанским, а в 1448 году был избран Митрополитом Московским и Всея Руси. Он был первым из русских митрополитов, избранных на Соборе, а не назначенных Константинополем. Став Митрополитом Русской Церкви, Иона очень много сделал для поднятия ее престижа как на Руси, так и вне ее, для укрепления ее власти в государстве Московском, а также для прекращения междоусобной войны, чем тоже способствовал созданию единого русского государства. Вот почему он так почитается нашей православной церковью, и в его память установлены четыре дня поминовения в православном календаре, а два из них наиболее значимы. Это день его рождения 15 (28) июня 1380 года и день его кончины 31 марта (13 апреля) 1461 года. Он верою и правдою служил Русской Церкви, и в 1472 году проведено было обретение и перенесение мощей свт. Ионы, что и отмечается 27 мая (9 июня). В Унорожском Благовещенском храме, построенном в 1814 г. на месте старой деревянной церкви монастыря в память пребывания здесь инока Ионы, есть придел его имени, может быть, на том месте, где когда-то стоял на молитве будущий глава Русской Церкви.
Сам же монастырь в январе 1450 года оказался непосредственно в зоне борьбы за московский престол галичского князя Дмитрия Шемяки с московским князем Василием Васильевичем (Темным). Василий Темный остановился на пути к Галичу в Железноборском монастыре, близь Буя, послав навстречу полкам Дмитрия Шемяки своего воеводу Оболенского с войсками. Вот что доносил своему князю воевода на подходе к реке Вёксе: «Шемяка повернул коней к Галичу. Борзо полки его спешат, идут аж по льду Вексицей к Галицкому озеру». Этим же путем по льду рек Тебзы, Костромы, Вексы и Галичского озера ехал и сам Великий князь с сыном своим, будущим Государем Всея Руси Иваном 3. Долгий этот путь (около 130 км) он явно не смог, да и не спешил одолеть за одни сутки и, очевидно, на полпути отдыхал на Унороже со свитою своей. Ибо монастырь на Унороже был единственным удобным местом отдыха и расположен был как раз на пути его следования в поверженный город.
Каменная Благовещенская церковь с приделами Покрова Богоматери и Ионы, митрополита Московского, была возведена в 1814 году. Она расположилась в центре городища. Почти одновременно с храмом появилась и каменная ограда, протянувшаяся по гребню валов, наполовину скрывающих церковь. На четырех её углах были поставлены граненые башенки с куполами, увенчанными шпилями, а с запада и востока устроены ворота. Рядом с северным фасадом храма в конце XIX века появилось двухэтажное кирпичное здание церковноприходской школы, а вся восточная часть территории была занята кладбищем.
Архитектура Благовещенской церкви может служить прекрасной иллюстрацией устойчивости местных традиций, доживших до начала XIX века, но получивших новую интерпретацию в духе позднего классицизма. Объемная композиция бесстолпного храма с двусветным четвериком, низкой трапезной и колокольней над западной колокольней над западным входом широко использовалась с XVII века. Старые корни имеет и фриз под венчающим карнизом: квадратные нишки напоминают древнерусские ширинки. В конце XIX столетия храм оказался слишком тесным для увеличившегося прихода, и по сторонам колокольни пристроили дополнительные объемы, расширившие пространство трапезной.
Унорожская каменная Благовещенская церковь была закрыта и разграблена в тридцатые годы 20 века. Последний ее священник Василий Капустин сослан в лагеря, откуда вернулся ещё до войны (затем Василий Иванович служил в Введенской церкви города Галича). Храм и кладбище Унорожа подверглись разрушению, запустению и забвению на целые десятилетия.
Лишь недавно в памятный Ионин день 28 июня 1999 года в этом храме впервые почти за 70 лет вновь прозвучала молитва, раздалось духовное песнопение. Благодаря заботам прихожан и стараниями Костромской епархии было проведено и богослужение в память свт. Ионы, первого Митрополита Московского. И, может быть, этот день и эта молитва послужат началу постоянного богослужения в данном церковном приходе, издавна, еще с 13 века бывшем передовым форпостом православной религии на северо-западе Костромского края.
Использованные литературные источники: [73],[89].