Происхождение названия города Кострома

Откуда пошло название города Кострома?Тайна загадочного слова.

(по материалам статьи Т.Г.Гончаровой из журнала «Губернский дом»)

Кострома.Пожарная каланча

Город Кострома. Пожарная каланча.

Закутанная в белое, обвитая гирляндами из полевых цветов и зелени, с кудрявой дубовой веткой в руке ступает по траве прекрасная босоногая богиня.… А из темнеющей рядом дубравы движется за ней Смерть, хлещет, как косой, сухой веткой, настигает, рвёт и топчет цветы… Древние, как дети, играли в смерть своей Костромы, приняв её смерть как необходимую прелюдию к возрождению жизни. На умирающую Кострому и Смерть играющие парни и девушки выливали бочку с водой, потом на носилках несли хоронить, бросали в воду. Вот и кончилась игра в Кострому — грязные, мокрые и весёлые её участники шли гулять да пировать…

Откуда пошло название Кострома?

В конце прошлого века Иван Миловидов, член Костромской архивной комиссии, записавший этот языческий обряд похорон божества весны — Костромы, уверял читателей, что именно от него город и река получили своё название.

С тех пор возникало ещё до двух десятков версий, как расшифровать это таинственное слово-имя Кострома. Однако всё же предпочтение отдавалось древнему божеству весны. И эта гипотеза так понравилась, что стала кочевать из одной книги в другую. Хотя интересно, что в первом и единственном словаре славянских мифов известного словиста Андрея Сергеевича Кайсарова языческое божество с таким именем вообще не упоминается. Кострома здесь — имя куклы чучела, символизирующей дух растительности, а «похороны Костромы» — летний аграрно-магический обряд, который справлялся обычно, как значится у автора, на следующей неделе после дня летнего солнцестояния, то есть 29 июня, на Петров день. Оплакивая уходящую, увядающую, умирающую силу растительного духа, древний человек таким образом готовил возрождение Костромы в будущем. Здесь можно обратить внимание на любопытное, правда не совсем точное совпадение. Праздник города (день города Костромы) тоже отмечается в июне.

Не только в костромской стороне, но и в Саратовской губернии, Муроме, Ростове, Вятке, даже на Украине бытовал этот обычай, похожий на детскую забаву. Только обрядовые куклы из соломы или прутьев или ряженые девушки именовались по-разному: Кострубонька, Кострома, Купала, Морена…

Многие исследователи старины, древних языков, топонимики географических названий вообще не связывали происхождение слова «кострома» с образами языческих божеств. Тот же Кайсаров, например: «Кострома, то есть «поросшая земля». «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера давал другое толкование. Кострома — покойник, умерший неестественной смертью, который представляет опасность для живых. Князь Козловский, историк костромских древностей, выводил название города от костров льда, которые весною во время разлива обычно громоздились на берегу реки Костромы, где стоит город. Похожая версия была и у журналистов «Костромских губернских ведомостей», где в 1855 г. написано, что река и город названы по огромным кострам леса, которые во время сплава прижимаются к её берегам. В некоторых же говорах «костромой» называют сорную сухую траву, прутья, годные только для костра.

А.Даль выводит семантику этого имени от слова «костер» — то есть высокий сруб, выступ городской стены. В псковских летописях также значатся слова «костр», «кострыга» — в смысле крепость, укреплённое место, город.

Позднее другие именитые учёные считали, что расшифровать имя Костромы, так же как и многих других названий городов и рек северного Заволжья, не представляется возможным по причине того, что определяющий слог «ма» свидетельствует о древнем неизвестном нам языке, который не подлежит дешифровке. Ещё в 1865 г. Михаил Диев на чтениях в Императорском обществе истории и древностей российских в Москве обратил внимание учёных на язык «таинственный», оставшийся в народе под названием «елтонского». Он писал: «Этому языку одолжены названия здешних городов: Костромы (костр, кострыга — город), прибавьте к этому слову мордовское «масть» — красивый, следовательно, Кострома — значит «красивый город…».

Исследуя общее и разное у славянских племен, народов чудь и мери, населявших костромскую сторону до 17 века, обычаи и язык их соседей — мордвы, черемисов и других народностей, может быть, будущие исследователи и смогут открыть тайну загадочного слова — Кострома. Этот красивый город, где в древности заключались важные княжеские союзы и соглашения, где проходили церковные соборы, где укрывались от вражды и зависти благочестивые князья и государи, ещё сохранил свою былую красоту, свои святыни и свою ауру добра и мира.

Использованные литературные источники: [80].

Запись опубликована в рубрике Город Кострома с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.