Костромские клады

Костромские клады. Легенды и предания о кладах. Клады Костромской области.

Клад медных монет

Клад медных монет 18 века.

В заповедный, таинственный мир сказаний и легенд можно заглянуть, познакомившись с выдержками из этнографических очерков В. И. Смирнова «Клады, паны и разбойники» 1921 года. Многочисленные варианты народных преданий, обычаев, собранных в конце XIX – начале ХХ века Костромской губернской ученой архивной комиссией и Костромским научным обществом по изучению местного края в селах и деревнях Костромской губернии, повествуют о несметных сокровищах, удалых разбойниках, страшных заклятиях, жадности и глупости, счастье и везении. Через простой, бесхитростный рассказ приходит к нам историческая память народа, его житейская мудрость и нравственные идеалы.

В Костромском крае, где помнят еще о временах татарских набегов, о каких-то панах, о литовских людях, бродивших здесь, об удалых шайках, разбойников, в его дремучих лесах и на могучих реках создались или принесенные из других мест вросли и окрепли многочисленные поэтические легенды о скрытых в те времена в земле костромских кладах, заклятых страшными заклятиями. Многие пробовали разыскивать эти легендарные, давно забытые клады золота и серебра, искать свое счастье…

Особенно часто рассказывают о кладах, которые видят ночью то тут, то там огоньком. У села Чернопенье, Костромского уезда (района), клад огоньком скачет по скошенному у Волги лугу. В болоте у Нерехты под Егорьевой горой зарыты несметные богатства — кажутся часто огнями. Около деревни «Осиновая слобода» Костромского уезда родник есть теплый в лесу. А над ним большая ель. «Горят над ней по ночам две свечи. Тут и ищи клад!»

Каждое озеро, крупный захолустный лесной овраг, глубокий дремучий лес, обросший мохом валун и одиноко стоящая столетняя сосна, имеют свою собственную легенду.

«Недалеко от деревни Шишкино Костромского уезда омут есть на реке Покше. Сундук, сказывают, в ясный день видно на дне, а от него цепь красная к берегу. Взять клад днем нельзя, надо брать в полночь».

«У деревни Алексино Костромского уезда есть овраг «Кармыш», зарос весь крапивой, страшно войти в него. Здесь разбойниками положен клад — лодка с золотом. На кладе заклятье: кто выроет, вся семья того погибнет».

Под Минским городищем у Волги был когда-то громадный камень «Кобыла». Про камень этот рассказывали еще следующее: «Ванька Каин да Васька Гусь (Ус) клич кликали, что под «Кобылой» клад они зарыли, а на камне гусиную лапу вырезали. Как камень увезли, рыли на этом месте, но клад кто-то уж раньше взял».

Говорят, недавно еще стояла красная сосна под деревней Лихарево Галичского уезда, а под ней клад. И рубить эту сосну нельзя было — искры от топора летели.

Несметные сокровища не всегда зарыты в землю просто для сохранности и потом забыты; они закляты великими зароками и охраняются таинственной, чаще всего нечистой силой.  Иные клады показываются нескольким лицам — десяти-двадцати, а воспользоваться кладом может только последний из них, если он сумеет, благословясь, только дотронуться до него и сказать заповедные слова: «Аминь, аминь, рассыпься!» (трижды). Тогда клад рассыплется деньгами. Если человек не успеет этого сделать, клад уйдет опять в землю на столько же лет, после назначенного времени он откроется сам или будет доступен для каждого.

Красивую легенду передают о Галичском кладе, что лежит в озере. На клад положено страшное заклятие — нужно закопать первенца-сына в землю, тогда из озера появятся 12 кораблей, нагруженных несметными драгоценностями. Сам алчный до денег Шемяка, князь Галичский, задумал сделать попытку добыть клад, не пожалел и сына. Корабли стали уже показываться из воды, когда он закапывал сына, но прибежала мать ребенка, успела вытащить его из ямы — и корабли вновь на глазах у всех погрузились в озеро.

В реке Тебзе в омуте Огоревом Галичского уезда есть по преданию клад: бочка с золотом. Но, чтобы достать ее, нужно опустить туда двойню — брата с сестрой, Ивана да Марью.

В усадьбе Скалозубово (Елизаветино), по Галичскому тракту существует холм, внутри которого, говорят, находятся ходы. По сказаниям старожилов, внутри этого холма имела пристанище шайка разбойников Ивана Фадеева, наводившая некогда панику в здешнем крае. Ходы брали свое начало от бочага, наверху горы была труба, и на этом месте теперь растет рябина.

В Галичском уезде клады часто являются в виде неказистого и ободранного жеребенка. Увяжется такой жеребенок за телегой, его прогоняют, а он бежит и бежит и жалобно так ржет. Клад так своим видом отталкивает от себя счастье. Идея подобных рассказов, по-видимому, та, что не счастье уходит от нас, а, наоборот, мы сами отталкиваем его, когда оно является.

В  усадьбе Селиваново Галичского уезда клад, зарытый здесь, как барыню удушили в крепостное время, выходит из земли в виде блестящего на солнце круглого предмета.

В селе Туровском и деревне Вахнецы Галичского уезда про клад у речки Лыкшанки рассказывают, что на Христов день здесь видят свечку на большой сосне, другие — лампаду, а иные — теплинку.

Само собой разумеется, классический папоротник — «Иванов цвет» и другие чародействующие травы играют роль при отыскивании клада. Говорят, что кладоискатели употребляют свечу из человеческого жира — «без этой свечи, по сказам, клад не дается».

Использованные литературные источники: [89],[91].

Запись опубликована в рубрике Авторские статьи с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.